Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста

    27.11.20 подготовили воспитатели группы №12: Боровенская А. В., Файзуллина О. П.

           Дошкольный возраст — период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Всем детям присуща активность, свойственны интерес к новизне, стремление попробовать, потребность в умственных усилиях: в этом органически нуждается их быстро растущий мозг. Поэтому тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных представлений, мы начинаем именно  с дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста очень рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевают, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

        В современном быстро развивающемся мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Несомненно, это очень важный навык, но, к сожалению, он никак не гарантирует, что человек будет жить обеспеченной и свободной жизнью. Что он будет иметь возможность приобретать себе любые вещи, недвижимость, путешествовать, иметь время и деньги на себя, семью, свои хобби. Согласитесь, много, кто умеет работать и зарабатывать деньги, но это далеко не многих привело к финансовой стабильности или свободе. Нужно нечто большее, и это большее есть развитие таких навыков как предприимчивость, бережливость, умение управлять своими финансами, умение грамотно ими распоряжаться и инвестировать[1].            

             Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: что такое деньги, где  их взять, как ими правильно распоряжаться.

             Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Кредитная зависимость и потеря денег в финансовых пирамидах – это результаты полного отсутствия финансовой грамотности[3].

             Хорошо, когда обучение детей финансовой грамотности начинается с дошкольного возраста. Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое. В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры. Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи[3].

          Родителям с самого раннего возраста необходимо на четких и правильных примерах объяснить своим детям, что такое деньги и откуда они берутся. Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги, для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары.

    Например:

    • когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;

    • ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

    • чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

    • никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;

    • чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую игрушку. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом[2].

          Очень важно объяснить ребенку, что абсолютно любой товар имеет свою стоимость и откуда она берется. Дети просто обязаны знать ответы на следующие два вопроса:

    • самый просто способ, который подойдет очень детей дошкольного возраста – сыграть в сюжетно ролевую игру «Магазин», где есть покупатель и продавец. Для этого необходимо дать деньги имитированные из бумаги или картона. Если ребенок захочет взять с «прилавка» какую-нибудь вещь, то он должен будет «заплатить». Важно, назначить на товары разные цены, чтобы ребенок понимал, что, чем лучше товар, тем большая у него стоимость;

    • брать ребенка с собой по магазинам и показывать ему на ценники. Так малыш наглядно увидит, что на разные товары различная цена. В какой-то момент у него возникнет логичный вопрос «Почему одни товары дороже других?», тут-то и нужно ему объяснить то, как формируется цена товара[2].

          Перед выдачей ребенку карманных денег необходимо взять во внимание следующие моменты: выдачу карманных денег лучше всего начинать с того момента, как ребенок стал учеником первого класса.

    Ребенок должен с самого раннего детства понимать цену деньгам[3].

    Список литературы:

    1. Хламова Н.Ф. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире материалы VII Междунар.научн.конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.:Свое издательство,2015. — 39-41с.

    2. Штатов А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф»,2015. – 48с.

    3. Штатов А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2015. – 256с.