30.11.2023г. Подготовила музыкальный руководитель: Моногарова Оксана Васильевна
Специалистами в области детской психологии А. да Хааном и Г. Кафом была разработана тест – анкета для обследования предрасположенности ребёнка к различным видам человеческой деятельности, ориентированную на выявление способностей ребёнка уже с пяти лет.
Ребёнок имеет музыкальный талант, если он:
- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
- если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также своё настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Артистический талант проявится у ребёнка, если он:
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрители были взрослые;
- с удивляющей лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
- пластичен и открыт всему новому;
- любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
У ребёнка литературное дарование, если он:
- рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причём придаёт событию что-то новое и необычное;
- выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния, переживания и чувства героев сюжета;
- изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
- любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Художественные способности ребёнка проявятся в том случае, если он:
- не находя слов или захлёбываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
- в своих рисунках и картинах отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
- серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение, украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
- не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях причём может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
У ребёнка незаурядный интеллект, если он:
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
- задаёт очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
- любит читать книги, причём по своей собственной «программе»;
- обгоняет своих сверстников по учёбе, причём не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. д.);
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.
У ребёнка способности к научной работе, если он:
- обладает явно выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет чётко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
- любит читать или смотреть детскую техническую литературу (или даже научно-популярные книжки), опережая в этом своих сверстников, причём отдаёт предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
- не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
У ребёнка спортивный талант, если он:
- очень энергичен и всё время хочет двигаться;
- смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
- почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
- неизвестно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
- лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
- предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
- кажется, он никогда всерьёз не устаёт;
- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.
Ребёнок имеет очевидные технические способности, если он:
- интересуется самыми разными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы;
- любит конструировать модели, приборы;
- сам докапывается до причин неисправностей механизмов или аппаратуры;
- любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
- может (или пытается) чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения;
- любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы механизмов;
- интересуется специальной, возможно, даже взрослой технической литературой.
Информация, полученная в ходе обследования, поможет вам выяснить, к каким видам деятельности предрасположен ребёнок.
Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни». Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребёнка, диагностику следует повторять неоднократно.