14.02.2023г. подготовили воспитатели младшей группы №4 «Капельки»: Фоменко С.А.; Долгих Т.В
Речь малыша — один из важных показателей его психологического развития. Если ребенок знает много слов и правильно их употребляет, то ему будет легче наладить контакт со взрослыми и сверстниками. Задача родителей — помочь пополнить словарный запас ребенка. Сделать это можно, в том числе и с помощью специальных игр.
Чтобы новое слово «прижилось» в речи малыша, ему нужно не просто его услышать и понять смысл, но и запомнить. А запоминанию способствует повторение. Поэтому главная рекомендация родителям — больше общаться с ребенком.
Ничто не пополняет пассивный словарный запас ребенка лучше, чем чтение. Однако просто читать вслух недостаточно. Делайте это медленно и с выражением, спрашивайте, как он понял смысл того или иного слова, сразу объясняйте значения сложных слов.
Рассматривайте картинки в книжках: спрашивайте у малыша, что на них изображено, кто главный герой, во что он одет, что делает.
Когда ребенок научится читать сам, поощряйте его любовь к книгам: позвольте ему самостоятельно выбрать детскую литературу (подходящую по возрасту).
Даже совсем малыши в состоянии запомнить небольшое четверостишия, если понимают их содержание, и оно им нравится. Новые слова из выученного стихотворения ребенок начнет использовать в речи.
Играйте в лото. Называя крохе, какой именно предмет, животное или птица изображены на картинках детского лото, вы существенно расширите его пассивный словарный запас.
Используйте словарные игры. В некоторые из них играть можно по дороге в магазин, на прогулке, в очереди в поликлинике. Словарных игр очень много, они разнообразны и обычно очень нравятся малышам.
- Опиши предмет (игрушку)
Возьмите любую игрушку ребенка и подробно опишите ее (например: «это кукла Даша, у нее зеленые глаза и длинные белые волосы. Даша любит спать в своей кроватке и умеет говорить «мама»), а потом предложите рассказать о другой игрушке, например, о плюшевом зайчике.
- Ассоциации
Опишите ребенку любой предмет, и пусть он угадает, о чем вы говорите. А потом пусть ребенок загадает слово и опишет его.
- Правда и ложь
Говорите малышу любое утверждение, например, «заяц любит компот», и пусть он скажет, правда это или нет, и объяснит почему.
- Угадай профессию
Взрослый описывает, что делает человек, а ребенок угадывает, кем тот работает.
Для некоторых словарных игр вам потребуется мяч
- Кто здесь живет
Взрослый бросает мяч и называет какого — ни будь зверя, а ребенок должен ответить, где он живет (например: птица — в гнезде; рыба-в реке)
- «Съедобное-несъедобное»
Мама бросает ребенку мяч и называет предмет. Если он съедобный, малыш должен поймать мяч, если нет-отбросить от себя.
И мн.др.