Подготовили: Попова Л.Д., Тихонова А.С
Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?
У родителей и воспитателей часто возникает вопрос, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.
В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряжённых, конфликтных ситуациях.
Следующие правила экстренного вмешательства позволят обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
полное игнорирование реакций ребёнка — весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
выражение понимания чувств ребёнка («Конечно, тебе обидно…»);
переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста…»);
позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому что ты устал»).
Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Проводить чёткую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребёнок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вёл себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы. Анализируя поведение ребёнка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «Здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Также очень важно указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Одним из важных путей снижения агрессии является установление обратной связи с ребёнком. Для этого используют следующие приёмы:
констатация факта («Ты ведёшь себя агрессивно»);
констатирующий вопрос («Ты злишься?»);
раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?»);
обнаружение собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне»);
апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
Контроль над собственными негативными эмоциями.
Когда ребёнок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции — раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым следует признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.
Когда взрослый управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребёнка, сохраняет хорошее отношение с ним и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
Обсуждение проступка
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее, и лучше сделать это наедине, без свидетелей.
Демонстрация модели неагрессивного поведения
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребёнка — демонстрация моделей неагрессивного поведения, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленного на снижение напряжения в конфликтных ситуациях.