Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Версия сайта для слабовидящих

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    Консультация для родителей «Что и как читать ребёнку дома»

    Подготовили: Боровская С.В., Федорив Е.Ф.

    Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд,   вечное чтение. (А. П. Чехов)

    При выборе книг и последующем ознакомлении с ними ребенка обратите внимание на следующее:

    • Книга для ребенкадошкольного возраста должна быть иллюстрирована. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображения животных, людей, предметов реалистичны.
    • Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребенка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях, волшебные и бытовые сказки.
    • Старайтесь читатьпо определенной системе, например, познакомьте ребенкас несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги независимо от возраста ребенка обязательно назовите имя писателя или поэта, жанр и название произведения. Например: «Я прочитаю тебе русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворений.
    • Перечитывайте знакомые книги по многу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитатькак можно больше приносят больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка поверхностно относиться к книге.
    • Не используйте литературных героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо помыть руки, как книжный герой). Ребенокне должен воспринимать книгу как свод правил, в противном случае он начнет ее тихо ненавидеть, а порой и противостоять тому, о чем в ней говорится.
    • Объясните до начала чтения значения тех слов, без понимания которых ребенкубудут неясны основной смысл текста, характер героев. Если произведение не будет воспринято, понятно ребенком, оно не достигнет своей главной цели: не будет содействовать формированию личности подрастающего человека.
    • Читайте выразительно, стремясь донести до ребенка эмоции, содержащиеся в художественном произведении. Если взрослый в процессе чтения не определяет свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребенок.

    Ребенок, не научившись разговаривать, уже прекрасно понимает беседы взрослых. Он отлично воспринимает взрослую речь, независимо от ее тематики. Однако воспринимать сплошной текст сказки ребенку бывает сложно. Это обстоятельство создает для большинства родителей проблему, какие книги читать ребенку в 5 лет.

    На сегодняшний день ассортимент детских книг очень велик.

    Специалисты рекомендуют начинать с небольших текстов, оформленных красочно и

     с интересными картинками. Это позволяет воспринимать текст посредством визуальной памяти, а также запоминать его отдельные элементы при повторном прочтении.

    По мере взросления и достижения 5-летнего возраста у ребенка уже сформируется собственный взгляд на сказки, исходя из прочитанных ему книг. Дети высказывают заинтересованность в более серьезных и познавательных рассказах, которыми он уже может поделиться со своими сверстниками. Чтение правильных произведений позволит ему эффективнее налаживать взаимоотношения в коллективе ровесников.

    Чтобы определиться, какие книги читать ребенку в 5-6 лет, необходимо иметь представление о правильном чтении для детей. Информацию из книг следует доводить до ребенка во время, когда они расслабились после активных игр. Обычно такие часы наступают после обеда или перед ночным сном.

    Важно читать ребенку столько времени, сколько он способен концентрировать свое внимание и проявлять интерес к информации из книги. Если ребенок не в состоянии долго слушать книгу, рекомендуется заниматься с ним специальными упражнениями, развивающими внимание.

    Любую книгу необходимо читать выразительно, поддерживая различную интонацию. На интересных моментах можно остановиться и дополнить их практическими примерами, с которыми ребенок знаком из своей жизни. При появлении у ребенка желания пофантазировать не следует пресекать его дальнейшим чтением. Лучше дать ему высказаться, развивая свою память и риторику.

    Выбирать книги для 5-6-летнего ребенка следует с учетом разработанных специалистами программ. Профессиональные педагоги подбирают для чтения подходящий материал, исходя из возраста детей. При этом жанр книги совершенно не важен, хотя при наличии у ребенка определенных предпочтений можно подбирать рассказ или повесть с учетом детского вкуса.

    У ребенка 5-6-ти лет может появиться любимая книга или даже автор. Надо пользоваться этим обстоятельством, подбирая подходящие произведения для своего ребенка и чередуя их с полюбившейся книгой.

    «Речевые игры в развитии детей»

    Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на различных ее формах его деятельности. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

    Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребенок безграмотно пишет; теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили, — ребенок умеет читать и писать, поступил в школу подготовленный.

    Что же было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка? А дело в том, что, например, наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Родители забывают, что все надо делать поэтапно, и для того чтобы ребенок удачно овладевал грамотой, надо хорошо освоить устную речь. Это можно сравнить со строительством дома. Какой дом долго простоит без фундамента? А для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты: следует реально оценить состояние здоровья ребенка. Он может быть соматически ослабленным, возможно целесообразно проконсультироваться у невролога и у других узких специалистов. Если что-то беспокоит в речевом развитии ребенка стоит обратиться за консультацией к логопеду и не стоит ждать, когда ребенку исполниться 5 лет, а то и 7 лет.

    Нельзя сводить проблему формирование речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма, так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитие речи в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного развития, в том числе и речевого, то есть хорошего «фундамента» такого как чистое звукопроизношение, хороший лексический запас, сформированный грамматический строй речи, развитый фонематический слух (т. е. речевой слух). Овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей. Так же надо осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Потому что практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего, это касается фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него. Так в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих звуков) считается речевым дефектом, требующим серьезной работы по его исправлению.

    Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу рабочего дня усталость, можно порекомендовать такие игры, в которые возможно играть пока вы работаете на кухне, идете в магазин или из детского сада.

    Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

    «Помогаю маме»

    Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он поможет вам и потренирует свои пальчики.

    «Волшебные палочки»

    Дайте ребенку счетные палочки или спички. Пусть он выкладывает из них простейшие фигуры, предметы и узоры. Это развивает не только мелкую моторику рук, что уже хорошо для развития речи, но и развивает фантазию, воображение, наглядно-образное мышление.

    Игры на обогащение словаря:

    «Угощаю»

    Предлагаете вспомнить вкусные слова: — Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

    «Ищем слова»      Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

    «Опиши предмет»

    Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету.Например: яблоко (какое) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.

    Игры с целью развития грамматического строя речи:

    «Приготовим сок»

    «Из яблок сок (какой) — яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д.А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

    «Один — много»

    «Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.

    «Чей, чья, чьё»

    Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки — (чьи уши) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.

    «Упрямые слова»

    Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т. д.

    Игры на развитие фонематического слуха:

    «Повтори правильно»

    Дом – том; дол – тол; долг – толк; дачка – тачка; плоды – плоты; коза – коса; мышка — мишка и т. д.

    «Придумай слово»

    Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например:на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.

    «Хлопаем в ладоши»

    Ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит звук А в ряду других гласных: а, о, е, э, а, и, я, а, ю, у, э, о, а и т. д.