Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Версия сайта для слабовидящих

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    Консультация для родителей и педагогов Игры упражнения для детей РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

                                                 23.10.2023г.    Подготовила: Педагог-психолог Н.А. Малахова

    Сенсорное воспитание.

    На первых занятиях педагог направляет свои усилия на удовлетворение потребности ребенка в эмоциональном насыщении, предметной новизне; на обеспечение развития познавательных функций руки и сенсорно – двигательной координации в процессе манипулирования, на пробуждение познавательной активности: «Что это?», эмоционально  — делового общения со взрослым, пробуждение речевой активности.

     

    Первый этап

     1.) Учим фиксировать взгляд на предмете, который находится в руке, прослеживать за движущимся предметом – вправо, влево, вверх, вниз.

    2). Развитие восприятия детьми различных предметов и игрушек, которые их окружают.

             Педагог постепенно обыгрывает с детьми различные игрушки, показывая им, что с игрушками можно выполнять различные действия. (Например: приносите различные коробочки, мешочки, привлекая ребенка вместе открывать коробочки, спрашиваете: «Что там? Давай достанем из коробочки игрушку. Вот юла, она крутится. А вот в мешочке другая игрушка, мячик, он катится» и т. д. Затем предложите детям выделить эти игрушки среди других предметов, указать на них жестом, принести, поиграть с ними.

     

    Второй этап.

    После того как дети научатся выделять и воспринимать некоторые предметы и игрушки, работа проводится по развитию и совершенствованию ориентировочной деятельности на свойства и качества предметов.

              Учим различать предметы по форме.

    Игровые задания:

    — закрывать крышками коробочки, разные по форме;- опускать фигуры в разные прорези (сначала в две, потом – три);- вставлять фигурки в пазы, разные по форме;

    — раскладывать предметы в две емкости: в коробку – кубики, в миску – шарики.

    Результат практических действий ребенка обязательно взрослый обобщает жестом и словом (пр: в коробке все такие – кубики, а в миске все такие – шарики).

             2). Развиваем тактильно – двигательное восприятие

    — учим ребенка доставать из мешочка разные по форме предметы, опираясь на тактильный образец: «Достань такой кубик (или шарик)», предлагается выбирать из двух форм.

    3).     Учим выбирать предметы определенной формы из трех форм по речевой инструкции.

    4). Учим выполнять первую группировку по одному признаку (по форме): игра «Что катится?» (результат выполнения задания педагог обобщает жестом и словом: «Здесь все круглые, катятся, а здесь – угол, угол не катятся – это кубики».

             Игры для закрепления элементарной группировки:

    — «Принеси все такие игрушки»;

    — «Достань из мешочка все круглые предметы»;

    — «Достань из мешочка все кубики»;

    — «Давай соберем все шарики»;

    — «Сложим все кубики в тележку».

     

             Величина.

    Вместе с ориентировкой на форму развиваем ориентировку на ВЕЛИЧИНУ предметов.

    1). Учить правильному захвату предметов: маленькие – одной рукой, большие – двумя руками (шарики, мячики, кубики, матрешки, машинки и т. д.)

    2). Учить опускать разные по величине предметы в разные коробки: раскладывать их в две коробки – в одну маленькие, в другую – большие.

     

             Далее предлагаете детям выполнять задания с различными дидактическими игрушками: разбирать и складывать двухместную матрешку (яичко, кубики – вкладыши); собирать пирамидки с учетом величины колец (из трех колец).

             Также учим детей соотносить игрушки с их изображением на картинке. (Здесь учим выделять парные картинки: грибы, куклы, елочки, пирамидки, домики). Предлагается инструкция: «Покажи, где такая картинка».

     

             Кроме того, проводится работа по развитию у детей ориентировки на ЦВЕТ.

    Вначале учим выделять (сличать) желтый цвет: «Возьмем желтый мешочек», «Привяжем к желтому мешочку желтую веревочку», «Возьми шарик такой, как у меня, желтый», «Построй желтую дорожку», «Соберем все желтые игрушки в желтый мешочек», «Выложим желтый цветочек (из мозаики)», «Найди желтую полянку», «Найди домик для бабочки». Здесь осуществляется выбор желтого цвета из двух цветов, а затем из трех, четырех.

    После этого учим называть желтый цвет:

    ИГРЫ:

    — «Назовем мячик для мишки»;

    — «Какой шарик поймал?»;

    — «Найди и назови вагончик для матрешки»;

    — «Привяжем ленточки к шарикам»;

    — «Спрячем бабочек в свой домик»;

    — «Спрячем мышек от кошки».

    Далее учим выделять по очереди следующие цвета: красный, зеленый, синий.

             кроме того, у детей развивают пространственную ориентировку: знакомят с тем, что в комнате имеется окно, дверь; показывают, что один и тот же предмет может находиться в разном пространственном отношении. Дети выполняют речевые инструкции, включающие ориентировку в пространстве комнаты:

    «Поставь коляску у двери», «Поставь машинку у окна», «Поставь матрешку на (под) стол», «Спрячь машинку под (на) стол».

             Затем проводятся игры, где сами дети находятся в разном пространственном расположении: «Игры – прятки», в которых дети сами прячутся у окна (под столом, у двери), при этом педагог каждый раз обобщает в своих высказываниях, где наши дети: «Вот они, мои детки, они спрятались у окна» и т. д.

     

    Подготовка к формированию наглядно-действенного мышления.

     

    1).

    а). Учим выполнять целенаправленные действия с предметами.

    ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ: «Прокати шарик», «Кати мячик», «Прокати шарики через ворота», «Покатай зайчиков», «Перевези кубики», «Пересыпь крупу (горох, фасоль)», «Собери шишки (желуди)», «Собери колечки» и т. д.

     

    б). Учим использовать вспомогательные средства (тесьму, ленточки, веревки, палочку) при выполнении предметно-игровых заданий: «Покатай матрешку», «Прокати машинку», «Поймай шарик за веревочку», «Зайка прыгает», «Перевезем игрушки в тележке» и т. д.

     

    2) Формирование орудийных действий.

    ИГРЫ: «Достань шарики сачком», «Пересыпь горох ложкой», «Достань тележку», «Достань камешки из банки», «Поймай рыбку», «Покатай куколку в тележке», «Отрежь ножом кусочек теста», «Наберем воду кружкой», «Испечем блины», «Сделаем куличики», «Нальем воду в аквариум» (используется ложка, чашка).

     

    3). Формирование представлений о функциональном назначении бытовых предметов (чашка, ложка, стул, ножницы, карандаш, лейка, веревка).

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Угости мишку чаем», «Нарисуй ленточки», «Полей цветок», «Поиграй с воздушными шариками», «Покатай матрешку в тележке», «Куклы пришли в гости», «Привяжем тесемки к тележкам», «Достань воздушный шарик», «Угости зайку», «Испечем пироги».

             Каждый раз после проведения игры обязательно обобщите действия детей в словесном высказывании.

     

    Ознакомление с окружающим.

    1). Для начала необходимо сформировать у детей познавательный интерес к предметам и явлениям окружающей действительности. В группе, на занятиях, создавайте специальные ситуации, когда детям даются игрушки, предметы, которые находятся в коробочке (или в сумочке, пакетике, под салфеткой). Прежде чем дать ребенку игрушку (предмет) для занятий, спросите: «Что там? Давай посмотрим». Активизируйте действия ребенка: открыть коробочку, достать оттуда игрушку, достать игрушку из мешочка, развивая тем самым интерес к тем предметам, которые окружают детей.

     

    2). Затем учим выделять предметы и явления по словесной инструкции: «Вот наши игрушки, соберем их в корзину (коробку)», «Где наша кукла? Давай спрячем куклу!», «Где Алешина куртка? Наденем куртку, Алеше будет тепло!». Обращайте внимание детей на события в каждодневной жизни: «Вот кран. Отрыли кран, льется вода. Закрыли кран – нету воды» и т. д.

     

    3). Обязательно знакомим детей с функциональным назначением предметов:

             «Покажи, чем будем кушать? Вот она, ложка, кушать будем ложкой. Покажи, из чего будем пить? Пить будем из чашки»; «Покажи, что будем надевать на себя?»; «Покажи, где куртка? Куртку надеваем, когда идем гулять»; «Покажи, что наденем на ножки, когда идем гулять» и т. д.

     

    4). Далее учим детей соотносить предметы окружающей действительности с их изображением на картинке: «Покажи на картинке, где такая игрушка?», «Разложи игрушки к своим картинкам» и т. п.

     

    5). Далее учим выделять предметы (посуду, одежду) по функциональному признаку, узнавая их изображения на картинках: Покажи, где чайник? В чайнике будем кипятить воду. А потом заварим чай.» и т. д.

     

    6). После этого знакомим с группировкой предметов по функциональному назначению.

             ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ: «Разложи предметы в две коробочки» и т. п.

             На прогулке обязательно обращайте внимание детей на то, что вокруг происходит: «Солнышко светит, тепло. Мальчик едет на велосипеде. Машина едет, машина уехала» и т. д.

             Далее обращайте внимание детей на причинно-следственные связи в явлениях природы, жизни людей (Ветер дует – деревья качаются, листья летят; дождик идет – дорожки мокрые, лужи, люди идут с зонтиками.)

             Кроме того, знакомим детей с окружающими их животными, птицами и способами их передвижения.