Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Версия сайта для слабовидящих

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    Консультация для родителей и педагогов ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

                                                 23.10.2023г.   Подготовила: Педагог-психолог Н.А. Малахова

    Поведенческие проблемы в случае такого сложного нарушения развития, как расстройство аутистического спектра, требуют очень осторожного к себе отношения, особенно на этапе своего возникновения.

             Неправильная реакция взрослых, которые естественно пытаются устранить нежелательный способ поведения ребенка, часто лишь усиливает его, закрепляет или приводит к появлению новых «странностей» ребенка.

    Сложность заключается прежде всего в том, что эти проблемы тесно связаны между собой, невозможно пытаться решить каждую из них отдельно, не затрагивая остальные.

             Закономерно, что ослабление какой-то одной нежелательной поведенческой тенденции приводит к временному усилению другой (например, уменьшение страха может сопровождаться увеличением активности ребенка в целом и в том числе учащением его агрессивных реакций и негативизма).

             Кроме того, причины возникновения основных проблем поведения разнообразны. Одна и та же реакция ребенка может являться как негативным приобретением, так и отражать положительную динамику его эмоционального развития (например, появление агрессии может свидетельствовать о зарождении тенденции к преодолению страха или выступать в форме первого самостоятельного контакта ребенка с окружающими).

     

    Страхи.

             Наиболее характерны страхи громкого звука, резкого приближения объекта к лицу, неожиданного изменения положения тела, «чужого лица».

    Отличие страхов при эмоциональных нарушениях заключается в их интенсивности и прочной фиксации. Страхи иногда производят впечатление нелепых, беспричинных (например, собственной босой ноги, или зонтика, дырке на колготках и др.), становятся более понятными, если помнить, насколько ребенок может быть чувствителен к различным сенсорным ощущениям.

             Часто, особенно когда ребенок маленький, только по его поведению – особой напряженности, крику, искаженному страхом лицу, замиранию или внезапному «отшатыванию», закрыванию глаз и ушей руками – можно понять, что что-то здесь его испугало или вызывает очень большой дискомфорт.

             Для детей более старшего возраста возможно проявление интереса к пугающему объекту.

             Необходимо помнить, что появление страха не всегда является показателем ухудшения состояния ребенка, но может свидетельствовать о появлении более адекватного восприятия окружающего, о большей включенности в него, о возникновении чувства самосохранения. Если же усиление страхов сопровождается рядом каких-то расстройств – нарушением сна, усилением избирательности в еде, потерей имевшихся навыков – это, безусловно, тревожный знак в плане его большего эмоционального неблагополучия, обострения его состояния.

    Из-за возникших и моментально закрепившихся страхов часто становится невозможным выйти на улицу, так как надо выйти в подъезд, где ребенок чего-то пугается (батареи или лифта), трудно зайти в магазин в связи с тем, что он не переносит скопления народа и многое, многое другое.

             Часто взрослый, зная, что ребенок должен испугаться, пытается заранее убедить его: «Не бойся» или сам напрягается в ожидании неизбежной тяжелой реакции ребенка, когда они подходят к «опасному» месту или объекту. Это напряжение, неуверенность взрослого моментально передаются ребенку и подкрепляют его страх или тревогу.

             Обязательным условием смягчения уже имеющихся страхов и профилактики возникновения новых является создание и поддержка щадящего сенсорного режима жизни ребенка, поднятие его эмоционального тонуса, по возможности избегание ситуаций (кроме жизненно необходимых), провоцирующих его «острые» страхи и тревожность.

             Вместе с тем помочь ему пережить неизбежные изменения уже устоявшегося жизненного стереотипа можно лишь их постепенным включением в общий поток проговоренных с ребенком положительных деталей его эмоционального опыта.

             Действенным способом такой проработки является сочинение взрослым подробных историй про ребенка и их рисование.

     

    Агрессия.

             Это одна из наиболее частых ранних проблем поведения, возникающих при нарушении эмоционального развития.

             Причины агрессивных проявлений и формы их выражения разнообразны. Для раннего возраста особенно характерна генерализованная агрессия, возникающая на фоне возбуждения ребенка и провоцируемая слишком сильными эмоциональными переживаниями (в том числе и положительными).

             Другая частая причина агрессии – протестная реакция. Также как и аутостимуляция, она в этом случае выполняет функцию защиты. Ребенок протестует, прежде всего против превышения доступного ему уровня взаимодействия с окружающими и нарушения стереотипных условий его существования. При этом агрессивные действия могут быть направлены как на близкого человека, так и на самого себя.

    Очень важна профилактика возникновения частных агрессивных срывов. Для этого следует учитывать степень выносливости ребенка, соблюдать дозированность взаимодействия с ним, не пытаться резко менять освоенный им стереотип взаимодействия.

             Агрессия может проявляться и как влечение: стремление схватить за волосы, вдавиться подбородком в плечо взрослого. Справиться с влечением трудно. Попытки переключить ребенка на какое-то другое впечатление, запретить ему подобные действия путем окрика, наказания не только малоэффективны, но и приводят обычно в последнем случае к их усилении. либо возникновению самоагрессии. Вместе с тем игнорировать такое поведение тоже невозможно. Достаточно действенным приемом является крепкое объятие ребенка в ответ на его импульсивные агрессивные действия, прижатие его к себе, обилие тактильного контакта.

             Необходимо помнить, агрессивные реакции могут быть не только отрицательными проявлениями, отражением дискомфорта, страха, чрезмерного возбуждения ребенка, но и показателем положительной динамики его развития, повышения его психического тонуса. Например, увеличение речевой и двигательной активности ребенка, самостоятельные попытки контакта с окружающими могут сопровождаться появлением или временным усилением агрессии.

     

    Негативизм.

    При благополучном эмоциональном развитии этап расцвета негативизма наступает в «кризис трех лет» (отстаивание собственного Я). Наблюдаемые у аутичного ребенка аналогичного возраста проявления негативизма качественно отличаются.

             Чаще всего они отражают не его протест против подавления своей самостоятельности (это возникает в связи с выраженной задержкой и трудностями формирования представлений о себе самом значительно позже), а все то же постоянное стремление сохранить неизменность окружающего мира и своих ограниченных форм взаимодействия с ним.

             Отказ ребенка от выполнения каких-то бытовых требований взрослых, естественно возникающих при попытке формирования его основных навыков (самостоятельной еды, одевания, приучения к туалету и т. д.), связан не только с реальными трудностями произвольного сосредоточения и подражания, но и часто возникающим сильнейшим дискомфортом, страхом, который он переживает в этих ситуациях.

             Поэтому взрослый должен быть особенно терпеливым и осторожным в поиске подходящего момента для обучения ребенка, в оказании ему помощи, в «заражении» своей уверенностью, что он справится с ситуацией.

             Часто причиной возникновения негативизма является особая зависимость ребенка от непосредственных влияний окружающего сенсорного поля: ему трудно оторваться от какого-то захватывающего впечатления, оборвать незавершенное действие и т. п. В норме такая проблема характерна для ребенка 1 года.

    Справляться с этими проблемами можно тем же путем:

             Продуманная организация окружающего;

             Создание и поддержание специального эмоционального режима воспитания.