16.11.2023г. Подготовили: Кадочникова Т.А, Сергеева И.В.
Все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок вырос сознательным человеком, способным планировать свои действия и отвечать за их последствия, – словом, человеком, на которого можно положиться. Воспитание у детей чувства ответственности – прерогатива родителей.
Из чего вообще складывается это качество? Можно выделить такие компоненты:
- способность принимать решения;
- готовность отвечать за их последствия;
- выполнять данные кому-либо (и самому себе) обещания;
- анализировать уже имеющийся опыт и не повторять прежних ошибок;
- умение прогнозировать развитие ситуации.
Это качество не является врожденным, его вполне можно развить. С какого же возраста имеет смысл развивать его у малыша?
Дети до 3 лет в силу возраста не способны быть ответственными – просто потому, что не в состоянии предугадать последствия своих поступков. Забавно было бы ожидать от них другого поведения.
Период с 3 до 5 лет – в этом возрасте уже появляются зачатки ответственного поведения, основанного на степени детской самостоятельности: чем больше вы доверяете малышу обязанностей (в соответствии с возрастом), тем более ответственным он растет: убрать игрушки, полить цветы, помочь маме разгрузить сумки с покупками и т. д.
С 5 до 7 лет – поведение становится все более сознательным, для развития ответственности оптимально будет расширять список дел, которые вы целиком передаете ребенку на откуп. То есть настоящее становление этого качества у детей начинается лет с четырех, но не позже 5–6 лет.
Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста
Для развития этого качества важно предоставлять дошколенку возможность выбора хотя бы в некоторых ситуациях: «Тебе картофель на ужин запечь или пожарить?», «Какую сказку почитаем на ночь?» и т. д. Это не значит, что нужно советоваться с малышом по каждому поводу. Скажем, если вы пока не уверены, что он сможет правильно подобрать одежду по сезону или в соответствии с ситуацией, можно на первых порах доверить ему что-то несущественное: определиться с цветом колготок или рубашки (при этом вы предлагаете ему выбор из двух-трех подходящих к комплекту, естественно).
Ваш малыш уже ходит в детский сад, там он выполняет первые трудовые обязанности:
- во время дежурства накрывает на столы перед едой и собирает посуду после трапезы;
- убирает игрушки на место;
- заправляет кровать после тихого часа;
- участвует в осенних и весенних субботниках на территории детского сада.
Эти же самые дела он в состоянии выполнять и дома. Бывает, что взрослые
чересчур опекают малыша, и в итоге мама или бабушка до пяти лет его одевают-раздевают и не дают ему даже элементарных домашних поручений (полить цветы, вымыть сапожки после осенней прогулки по грязи).
Дети в таком возрасте очень хотят быть взрослыми, поэтому за любое порученное им «взрослое» дело берутся с энтузиазмом. Побочным эффектом такого рвения может стать внеплановая мамина уборка. В любом случае помните, что ребенок очень старался и не виноват в том, что с первого раза что-то не получилось. Похвалите его если не за результат, то хотя бы за желание помочь. Если вы четко видите, что вам придется за него что-то переделывать, выполняйте это не при малыше. Иначе его уверенность в себе и мотивация участвовать в семейных делах дадут трещину, и в следующий раз будет сложно добиться от него помощи по дому. И уж, конечно, не стоит жестко критиковать ребенка либо сравнивать его с кем-то еще (друзьями, детьми своих знакомых или с собой в детстве), если сравнение явно не в его пользу.