Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Версия сайта для слабовидящих

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    Консультация для родителей «Почему ребёнок не запоминает буквы?»

     19.11.2023г. Подготовили: Боровская С.В., Шлыкова Л.Ж., воспитатели

    Почему ребенок не запоминает буквы? Причина может быть одна или несколько:

    1. Недостаточность зрительного восприятия

    В этом случае сама конфигурация буквы плохо анализируется головным мозгом. Она состоит из нескольких элементов (горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная, овал, полуовал), и они по-разному расположены относительно друг друга, создавая тот или иной образ конкретной буквы.

    Мозгу необходимо проанализировать эти элементы, связать их воедино и закрепить за каким-то названием. При недостаточности зрительного восприятия целостный образ буквы не запоминается из-за плохого анализа её конфигурации. Внешне одинаковые, состоящие из похожих элементов буквы путаются. 

    2. Зрительно-пространственная несформированность.

    Все элементы располагаются в разных пространственных отношениях относительно друг друга (этот крючок туда, а эта палочка сюда). При слабости пространственного восприятия элементы букв будут смешиваться и ребёнок будет постоянно путать их расположение, а образ буквы не закрепится.

    3. Недостаточное развитие зрительной памяти.

    Для того чтобы запомнить букву, мозгу недостаточно проанализировать её конфигурацию и пространственное расположение элементов. Мозг должен ещё и запомнить эту информацию, чтобы не требовалось анализировать её снова и снова.

    В норме восприятие буквы происходит автоматически, так как этот образ ранее многократно воспринимался и сохранился в долгосрочной памяти.

    Получается, для запоминания буквы необходимы все три процесса, связанные со зрительной переработкой информации: мозг видит конфигурацию буквы, разделяет её на элементы, анализирует их расположение, соединяет это всё в единый образ и отправляет информацию в долговременную память. Поэтому, если мы сталкиваемся с трудностями запоминания букв, нам нужно развивать все три зрительных процесса.

    Более сложная причина может заключатся в дефиците нейродинамических процессов мозга. Дефицит нейродинамики включает в себя слабость концентрации и объёма внимания, быструю истощаемость, низкий уровень мозговой активности. Это фоновые процессы, благодаря которым осуществляются все когнитивные функции человека. Ведь чтобы выполнить какую-либо задачу, мозг должен находиться в состоянии активности и включённости.

    Как тогда учить буквы? Необходимо развитие тактильного образа буквы.
    Успех чтения и письма в будущем во многом зависит от того, как вы закрепите образ буквы. Здесь нужно разъяснить два важных этапа в освоении буквы: её восприятие и представление. Разница в том, что при восприятии необходимо непосредственно чувствовать руками букву, а представление формируется на основе чувственного опыта и уже не требует ощущения буквы. Поэтому важно подольше задержаться на стадии восприятия буквы.

    Для этого нужно многократно использовать её в разных вариантах:
    * знакомиться с графемой буквы, находить её ассоциативный образ («б» — белка с поднятым хвостом, «д» — дятел с хвостом, опущенным вниз; душ с загнутым шлангом);
    * лепить буквы из пластилина;
    * вырезать;
    * делать из проволоки;
    * рисовать на песке, манке пальцем;
    * рисовать мелками;
    * толстой кистью на листе бумаги (расположенном на вертикальной поверхности);
    * обводить по контуру;
    * водить пальцем по шершавой букве;
    * готовить печенье в форме букв;
    * складывать буквы из фасоли, гороха;
    * конструировать буквы из счётных палочек и других элементов;
    * достраивать букву до целой из элементов (особенно те, которые ребёнок часто забывает);
    * превращать одну букву в другую за счёт передвижения одного элемента;
    * рисовать буквы в воздухе;
    * угадывать написанные на руке (спине, ноге) или в воздухе буквы;
    * искать буквы вокруг (на улице, в магазине…);
    * определить на ощупь нужную букву среди других пластмассовых букв в мешочке;
    * пройти ногами по букве, нарисованной на большом листе бумаги, на полу скотчем, на асфальте. 

     

    Источник: ЧТЕНИЕ с увлечением. Начальная школа (vk.com)