19.11.2023г. Подготовили: Боровская С.В., Шлыкова Л.Ж., воспитатели
Почему ребенок не запоминает буквы? Причина может быть одна или несколько:
1. Недостаточность зрительного восприятия
В этом случае сама конфигурация буквы плохо анализируется головным мозгом. Она состоит из нескольких элементов (горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная, овал, полуовал), и они по-разному расположены относительно друг друга, создавая тот или иной образ конкретной буквы.
Мозгу необходимо проанализировать эти элементы, связать их воедино и закрепить за каким-то названием. При недостаточности зрительного восприятия целостный образ буквы не запоминается из-за плохого анализа её конфигурации. Внешне одинаковые, состоящие из похожих элементов буквы путаются.
2. Зрительно-пространственная несформированность.
Все элементы располагаются в разных пространственных отношениях относительно друг друга (этот крючок туда, а эта палочка сюда). При слабости пространственного восприятия элементы букв будут смешиваться и ребёнок будет постоянно путать их расположение, а образ буквы не закрепится.
3. Недостаточное развитие зрительной памяти.
Для того чтобы запомнить букву, мозгу недостаточно проанализировать её конфигурацию и пространственное расположение элементов. Мозг должен ещё и запомнить эту информацию, чтобы не требовалось анализировать её снова и снова.
В норме восприятие буквы происходит автоматически, так как этот образ ранее многократно воспринимался и сохранился в долгосрочной памяти.
Получается, для запоминания буквы необходимы все три процесса, связанные со зрительной переработкой информации: мозг видит конфигурацию буквы, разделяет её на элементы, анализирует их расположение, соединяет это всё в единый образ и отправляет информацию в долговременную память. Поэтому, если мы сталкиваемся с трудностями запоминания букв, нам нужно развивать все три зрительных процесса.
Более сложная причина может заключатся в дефиците нейродинамических процессов мозга. Дефицит нейродинамики включает в себя слабость концентрации и объёма внимания, быструю истощаемость, низкий уровень мозговой активности. Это фоновые процессы, благодаря которым осуществляются все когнитивные функции человека. Ведь чтобы выполнить какую-либо задачу, мозг должен находиться в состоянии активности и включённости.
Как тогда учить буквы? Необходимо развитие тактильного образа буквы.
Успех чтения и письма в будущем во многом зависит от того, как вы закрепите образ буквы. Здесь нужно разъяснить два важных этапа в освоении буквы: её восприятие и представление. Разница в том, что при восприятии необходимо непосредственно чувствовать руками букву, а представление формируется на основе чувственного опыта и уже не требует ощущения буквы. Поэтому важно подольше задержаться на стадии восприятия буквы.
Для этого нужно многократно использовать её в разных вариантах:
* знакомиться с графемой буквы, находить её ассоциативный образ («б» — белка с поднятым хвостом, «д» — дятел с хвостом, опущенным вниз; душ с загнутым шлангом);
* лепить буквы из пластилина;
* вырезать;
* делать из проволоки;
* рисовать на песке, манке пальцем;
* рисовать мелками;
* толстой кистью на листе бумаги (расположенном на вертикальной поверхности);
* обводить по контуру;
* водить пальцем по шершавой букве;
* готовить печенье в форме букв;
* складывать буквы из фасоли, гороха;
* конструировать буквы из счётных палочек и других элементов;
* достраивать букву до целой из элементов (особенно те, которые ребёнок часто забывает);
* превращать одну букву в другую за счёт передвижения одного элемента;
* рисовать буквы в воздухе;
* угадывать написанные на руке (спине, ноге) или в воздухе буквы;
* искать буквы вокруг (на улице, в магазине…);
* определить на ощупь нужную букву среди других пластмассовых букв в мешочке;
* пройти ногами по букве, нарисованной на большом листе бумаги, на полу скотчем, на асфальте.