Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Версия сайта для слабовидящих

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    Консультация для родителей: «Речевые нарушения у детей с РАС»

    28.03.2023г. подготовил учитель-логопед: Скиданенко О.А.

         Патологии речи у детей с диагнозом РАС – очень распространенная проблема, с которой приходят к логопедам. Причем нарушения могут проявляться в различной степени и разных формах, а могут сочетаться между собой, создавая комплексное нарушение речи. Из типичных симптомов можно выделить трудности установления контакта и коммуникации, монотонность поведенческих факторов, ЗРР, алалия, эхолалия, штамповая речь и слабый невербальный функционал.

    Какие бывают нарушения речи у детей с аутизмом?

    Алалия (полное отсутствие речи). Встречается у большинства детей с РАС (от 25-30% до 50%, исходя из различных исследований).

    Эхолалия (неконтролируемое повторение слов или фраз, услышанных где-то). Обычно данное нарушение характеризуется неуместным воспроизведением тех или иных словосочетаний, а также отдельных слов.

    Тахилалия (беглый темп речи). Ребенок воспроизводит большое количество слов, фраз, отчего создается иллюзия развитой речи. При этом отсутствует понимание сказанного.

    Позднее появление в лексиконе обращений, а также трудности в построении диалога. При этом монологическая речь развита хорошо. Ребенок может часто говорить сам с собой, но не способен поддержать коммуникацию с кем-то. Он редко обращается к собеседнику по имени и не использует местоимения в качестве обращений «ты», «вы» и т.д.

    Позднее появление в речи личных местоимений (в особенности 1-го лица единственного числа «я»), а также их неправильное употребление в речевой деятельности. Ребенок может говорить о себе, используя местоимения второго и третьего лица («ты», «он» и т.д.). Говоря о других, также может быть путаница местоимений.

    Нарушения грамматического строя речи. Неправильное произношение окончаний, неверное использование глаголов и падежей, некорректное сочетание слов в предложениях, искажение частей речи и т.д.

    Непонимание смыслового значения слов, сложности в усвоении сказанной информации, применение собственных неологизмов (придуманные слова).

    Слабая мимика, отсутствие жестов и интонаций при разговоре.

    Нарушения звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм и т.д.).

    Нарушения мелодики речи (изменение темпа, ритма и высоты голоса).

    Таким образом, речь ребенка с РАС систематически подвергается множественным искажениям при произношении, иногда носящим комплексный характер.

    Специалисты выделяют несколько видов нарушения речи у детей с РАС:

    1. Первичный мутизм (отсутствие развития речи с рождения или задержка развития речи). В данном случае начало гуления, лепета, слов, фраз – всё происходит с существенной задержкой. При этом понимание речи тоже нарушено. Этот вид речевых патологий обусловлен выраженной степенью умственной отсталости или сенсомоторной алалией в сочетании с аутизмом.
    2. Стандартное развитие речи до 2 — 2,5 лет с последующим

    глубоким (до алалии) падением. При данном виде нарушения общее развитие речи поначалу проходит по общепринятым нормам, иногда даже опережая их. Вовремя начинается гуление, лепет и первые слова. Вскоре они переходят в фразы, а затем происходит регресс.

    1. Стандартное развитие речи до 2 — 2,5 лет с дальнейшим регрессом (2 – 6 лет) и частичным восстановлением к 7 годам. Также, как и в предыдущем типе, развитие речи происходит в срок, затем — упадок, но к 7 годам речь восстанавливается, правда, в искаженном варианте, сопровождаясь эхолалией и другими нарушениями.
    2. ЗРР в сочетании с комплексным нарушением речи. В данном случае развитие речи происходит с существенной задержкой. Далее речь сопровождается различными нарушениями, зачастую комплексными.
    3. Ложное развитие речи. При данном виде речевая функция развивается согласно нормам, быстро пополняется лексикон, отсутствует эхолалия. Лишь постепенно (после 4-5 лет) становится понятно, что речевая деятельность не выполняет свою основную функцию. Ребенок не может поддержать диалог, отсутствуют коммуникативные навыки, речь состоит из заимствованных слов и речевых штампов, характерна монологическая речь.

    Таким образом, развитие речи у детей с аутизмом характеризуется весьма специфическими чертами и во многом зависит от того, проходит ли коррекция, и когда она была начата. Только в случае должного коррекционного вмешательства полное формирование речи у детей с РАС может быть достигнуто к концу дошкольного возраста. Именно поэтому, если у ребенка стоит диагноз РАС, необходимо как можно раньше обращаться к специалистам и курсами проходить коррекцию по развитию речи.