Подготовили воспитатели: Л.Д. Попова, А.С. Тихонова
Авторитет — это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию.
Что такое авторитет родителей? Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребёнка — кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне её, поступки родителей, их отношение к работе и посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — всё это слагаемые родительского авторитета.
В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитывается чувство любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают ребёнка к действию, развивают в нём отзывчивость, активность, жизнерадостность.
Положительные эмоции — большая нравственная сила, о которой в семье заботятся с первых дней появления ребёнка на свет.
Важнейшим условием в жизни человека является реализация себя в семье. Как ребёнок входит, как здоровается (или не здоровается), как смотрит, как общается — всё это говорит о его развитии.
Свобода и раскованность способствуют проявлению и развитию природных задатков, а зажатость, настороженность, наоборот, тормозят.
Иногда дети, выдающие низкие результаты, очень сильно волнуются, переживают. Создаётся впечатление, что они более объективно оценивают свои возможности, чем их родители. Ребёнок с высокими природными задатками уверен в себе, хорошо справляется со всеми заданиями, а с низкими — робок, ждёт и надеется на постоянную оценку своей работы, поддержку.
Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой, в противном случае он начинает подражать отрицательным примерам родителей. Семья создаёт личность. Она даёт изначальный опыт умения жить, учит современному образу жизни во всей полноте его социально-нравственных проявлений.
Постоянное эмоциональное общение между членами семьи является одним из важных условий семейного воспитания. Чувство любви между родителями и детьми создаёт обстановку непринуждённости, образует доверительные, спокойные отношения, способствующие формированию авторитета взрослых. Если отношения между родителями не сложились, в семье возникают ссоры, взаимные упрёки на глазах детей, то авторитета родителей в такой семье не бывает. Любовь и уважение в семье — не единственное условие семейного воспитания, способствующего образованию авторитета родителей. Формирование дружного семейного коллектива, эмоционально-нравственных отношений между всеми его членами во многом зависит от личностных качеств матери и отца. Отношение их друг к другу, к делам производства, забота об успехах своего коллектива — всё это не проходит незамеченным для ребёнка.
Если у матери или отца нет авторитета, то такой сильный воспитательный эффект, как любовь к детям, теряет силу.
Авторитет родителей в глазах ребёнка — это желание детей говорить правду родителям, какой бы она не была. Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребёнка — для них является важным осознание ребёнком степени тяжести совершенного поступка по отношению к другим людям и самому себе.
Авторитет родителей зависит от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желание и интересы, наладить общение, способствуют укреплению других отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь. Совершают ошибку и те родители, которые воспитывают по принципу «будешь слушаться — куплю». В таких семьях происходит купля-продажа отношений «Ты — мне, я — тебе!». Успех такого воспитания сомнителен.
Авторитет взрослых зависит от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим, к воспитанию своих детей.
Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, кода разговариваете с ним или поучаете его, приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни.
Литература
- Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем, как? / Науч. ред. В.М. Иванова. М., 1999.
- Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. Задачи и упражнения: Учебное пособие. 2-е изд. Мн.: 1999.