Воспитатель: Шлыкова Л.Ж.; Бондарь С.С.
Независимо от возраста нет человека, который бы не любил сказки, -ведь это часть, нас нашего детства, истории, веры в добро и победу над злом.
Речь- форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:
- Речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослыми, сверстниками и пересказывания прочитанных сказок;
- Речь становиться основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Сказка вносит разнообразие в жизни ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.
К сожалению, сегодня у многих детей к четырем годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, тоже и артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи.
А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы.
Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста.
Игра в сказку-способствует активизации разных сторон речи детей:
- Словаря
- Грамматического строя
- Диалогической и монологической речи
- Совершенствованию звуковой стороны речи
Чтение и пересказ сказок развивает:
- Основы проведения и общения
- Фантазию ребенка
- Воображение
- Мышление
- Внимание
- Память
- Мимику лица
- Жесты, а так же его творческий потенциал
Сказки учат детей:
- Сравнивать
- Сопереживать
- Развивать умение составлять сказки и рассказы о событиях из личного опыта
- Придумывать концовки к незнакомым сказкам
- Развивать умение изображать мимикой и жестами состояние героев сказки
При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребенка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.
Чтение сказок дает очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно.
Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определенных жизненных ситуаций.
Сказка- это способ общения с малышом на понятном и доступном языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего дошкольного возраста, мы используем сказки очень часто, так как сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании детей. Читая и рассказывая сказки развивается внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Работая маленькими детьми, мы очень часто читаем и рассказываем, но еще и показываем с помощью кукольного театра-это «Репка», «Колобок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», и т.д.».
Список литературы для детей от 3 до 4 лет.
Русские народные сказки.
- «Колобок», обр. К Ушинского;
- «Волк и козлята», обр. А.Н. Толстого;
- «Теремок», обр. Е. Чарушина;
- «Кот, петух и лис», обр. М. Боголюбской;
- «Гуси-лебеди», обр. Булатова;
- «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова;
- Лиса и Заяц», обр. В. Даля;
- «У страха глаза велики», обр. М. Серовой;
- «Теремок», обр. Е. Чарушина;
- «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова.