29.03.2023г. подготовил: педагог-психолог Н.А.Малахова
Как рассказать ребенку о детях с аутизмом
В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобным заболеванием человек не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а в его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.
А инклюзивное общество-это общество, открытое ко всем людям вне зависимости от особенностей развития, это отсутствие предубеждений и барьеров в отношении к людям.
Отношение ребенка к сверстникам с особенностями развития на прямую зависит от отношения окружающих его взрослых. Когда взрослый проявляет спокойствие, уважение к другим детям, он приветлив по отношению к ним, то его дети будут вести себя также.
Ни в коем случае нельзя ограждать ребенка от детей с особенностями развития, необходимо поговорить со своим малышом и рассказать о данной проблеме.
Быть рядом
Для того, чтобы лучше понимать особенности людей, нужно жить рядом с ними. Важно, чтобы люди с особенностями развития (дети и взрослые) могли учиться, играть, отдыхать, работать и общаться вместе с обычными людьми.
Если ваш ребенок задает вопросы о ментальной или физической инвалидности, не переводите разговор на другую тему. Постарайтесь ответить ребенку на простом и доступном для него языке.
Все люди разные
Каждый человек уникален и неповторим, и нет людей абсолютно похожих друг на друга. Разный цвет волос, разные предпочтения и интересы, кто-то быстро и хорошо запоминает факты, а кому-то эта
задача может быть сложной. У каждого из нас есть сильные стороны и свои трудности.
Когда ребенок видит человека в специальном кресле, то ему очень легко понять, что такое церебральный паралич и его причины. Но детям не понятно, почему кто-то ведет себя необычным образом (раскачивается, повторяет одни и те же фразы, кричит, закрывает уши и т.д.), в таких случаях детям можно сказать, что скорее всего человеку сейчас по какой-то причине трудно успокоиться. Если вы сами не понимаете предложите ребенку вместе поискать нужную информацию. Ребенку важно, чтобы вы серьезно и с уважением относились к его вопросам, так же важно объяснить ребенку, что физические отличия других людей не опасны и не заразны. Что это люди, с которыми можно и нужно общаться и если потребуется, то обязательно помогать. Нельзя называть этих людей «больными» и предлагать ребенку их пожалеть.
Любое поведение имеет причину
Научите ребенка не бояться неожиданной реакции. Постарайтесь понять причину поведения особенного ребенка и дать ему время прийти в себя. Люди с аутизмом не агрессивны, но у них часто повышенный порог чувствительности к различным звукам, тактильным ощущениям, запахам.
Часто люди с аутизмом не пользуются устной речью, а общаются с помощью средств альтернативной коммуникации (картинки, написанные слова и т.д.). Объясните ребенку, что все способы общения достойны уважения, и помогите понять ребенку как общается человек.
Не надо бояться!
Не уводите ребенка в сторону, если вы заметили у него замешательство при встрече со сверстником с нарушением развития, а помогите ему познакомиться и не заостряйте внимание на инвалидности.
Не делайте так
- не относитесь к людям с особенностями развития как к маленьким;
- не говорите о человеке с особенностями развития в третьем лице (например, спрашивать у сопровождающего, что нравится или не нравится), а обращайтесь к нему напрямую;
- не называйте людей с особыми потребностями, отталкиваясь от их нарушения: например, «аутисты», «дауны», «слепые» и т.д., используйте такие формулировки: «человек с аутизмом», «ребенок с синдромом Дауна», «дети с нарушением зрения».
Люди с аутизмом- это прежде всего люди. У них те же права и потребности, что и у всех людей. Не забывайте об этом, когда общаетесь или просто встречаете такого человека!