Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Версия сайта для слабовидящих

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

    15.09.2022 подготовили воспитатели группы №8 : Боровская С.В., Шлыкова Л.Ж.

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Перемены социально-экономического, политического характера в начале 21 века повлекли за собой изменения в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в современном обществе. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество – не в развале экономики, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, доброте, великодушии, справедливости.

    Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности. Ведь детство – период расцвета в жизни человека. Дети чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Ведь они – наше отражение. Первое представление о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, их отношение к нему самому, к его поступкам становится для ребенка примером поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с людьми, учится доброте, благородству, патриотизму к Родине и родному краю.

     Работая в детском саду, мы, педагоги, пришли к выводу, что современные дети стали неусидчивыми, шумными, драчливыми. Детей отличает волевая, эмоциональная и духовная незрелость. Дети бывают часто жестоки, не понимают ни родителей, ни воспитателей. С ними порой очень трудно справиться. Чтобы добиться своего результата, своей цели, они манипулируют взрослыми. И мы, педагоги, часто задаём себе вопрос, что же делать? Как правильно воспитать ребенка, чтобы он вырос добрым, способным к состраданию? И почему же – одни дети вырастают добрыми, способными состраданию, а другие – жестокими?

    А.В. Луначарский писал: «Маленького ребенка можно лепить, старшего – приходится уже гнуть, взрослого – ломать». И чтобы нам не пришлось этого делать, мы, взрослые, должны воспитывать подрастающее поколение с раннего возраста в семье и в детском саду.

    Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей нравственных чувств и поведения. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других. Основным содержанием нравственного воспитания является формирование таких качеств дошкольника, как: уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание ответственного отношения к себе и к другим.

    Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно формировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба, милосердие, взаимопомощь и многих других.

    Главными помощниками ребенка на этом пути являются педагоги и родители, которые конкретными примерами своего поведения закладывают в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится.

    Воспитание ребенка начинается с отношений, которые царят между родителями. У детей откладываются в сознании привычки, подобные взрослым. Ведь построение поведения детей происходит по примеру копирования. Воспитываются дети не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. К семейным традициям приобщать можно на личном примере самих родителей. С семьи начинается и приобщение к культуре, ребенок осваивает основы материальной и духовной культуры. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма.

    В нашем дошкольном образовательном учреждении работа по духовно-нравственному воспитанию ведется в четырех направлениях: педагоги – дети – родители – социум. Мы используем такие формы работы, как консультации, педсоветы, семинары, семинары-практикумы, открытые просмотры образовательной деятельности, мастер-классы, и, конечно же, самообразование.

    С детьми используются следующие формы работы: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, праздники и развлечения. В своей работе педагоги используют такие методы, как беседы с детьми, чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи, пословицы, поговорки и т.д.), открытые занятия, наблюдения, конкурсы, викторины, кроссворды, ребусы, экскурсии, встречи с родителями.

     Проводим работу с социумом: совершаем экскурсии в храм, посещаем краеведческий музей нашего поселка, дом творчества, детскую библиотеку.  

    Работа с родителями в ДОУ представлена разнообразными формами. Проводятся собрания на нравственные темы («Что такое доброта – это сердца высота!», «Воспитание вежливости», «Современные мультфильмы: польза или вред?»), беседы («Семейные традиции», «Роль семьи в воспитании настоящего Человека»), экскурсии к местам боевой славы и в музеи, организуются выставки совместного творчества детей и родителей. Реализация работы по взаимодействию с семьей дала определенный результат: родители стали активными участниками жизни детского сада, верными помощниками педагогов в вопросах нравственного воспитания дошкольников.

    Таким образом, духовно-нравственное воспитание в детском саду должно охватывать всех участников учебно-образовательного процесса: родителей, детей и педагогов. Только в этом случае, воспитание дошкольников станет основой, фундаментом формирования настоящего человека в будущем, сформирует своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающим его невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.

    Наша цель – вырастить поколение, знающих историю своей страны, ее традиции, пробудить в ребенке желание стать лучше, добрее, поддерживать это желание, развивать духовные потребности каждого ребенка путем его приобщения к моральным ценностям. Одна из задач духовно-нравственного воспитания – развитие способности отличать добро от зла. И мы, педагоги, в дальнейшем будем проводить работу в нашем дошкольном образовательном учреждении по данному направлению.