Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    «Работа по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речевой деятельности»

    26.02.2019     Подготовили воспитатели группы №3 «Неваляшки» Федорив Е.Ф. Боровская С.В.

            Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук, ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию. С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. При этом нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Поэтому одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми является развитие пальцевой моторики. Для стимулирования развития речи детей нами организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики, начиная с 3-летнего возраста. В ДОУ осуществляют эту работу воспитатели всех возрастных групп во время режимных моментов, на всех занятиях, в играх.

    Для решения задач мы используем следующие средства:

    — Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание, мышление).

    — Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.

    — Игры (дидактические, театрализованные, «театр в руке», сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус; развивают внимание, память; снижают психоэмоциональное напряжение; развивают воображение.

    — Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

           Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, используем разнообразные приемы:

    — Пальчиковая гимнастика;

    — Показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;

    — Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона);

    — Сминание пальцами комочков из бумаги;

    — Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)

    — Выкладывание из крупы на фоновой бумаге различных изображений, геометрических фигур, букв, цифр, узоров);

    — Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т.д);

    — Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей – ниткопись;

    — Шнуровка на различных предметах;

    — Сматывание шерстяной пряжи в клубки;

    — Завязывание и развязывание бантов, узлов;

    — Застегивание пуговиц, молний, крючков;

    — Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;

    — Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;

    — Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом – «сухой бассейн»;

    — Игры с «осьминогом» (утяжеленный) мешочек с песком, обвязанный цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка;

    — Изготовление бус из разноцветных скрепок.

    — Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков);

    — Графические упражнения — игры: «Дорожка», «По точкам», «Узоры крестиком» и др.

    — Физические упражнения, основанные на хватательных движениях;

    — Игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки;

    — Лепка из соленого теста;

    — Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и тд.)

    — Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.

    — Элементы Су-Джок терапии;

    и многое другое.

            Развитие мелкой моторики в быту: Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым: 1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире; очищать крутые яйца; чистить мандарины; 2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок); очищать фисташки; отшелушивать пленку с жареных орехов. 3. Собирать с пола соринки; помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки). 4. Лепить из теста печенье; лепить из марципановой массы украшения к торту. 5. Открывать почтовый ящик ключом. 6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет, учиться самостоятельно надевать перчатки, пробовать зашнуровывать кроссовки. 7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок. 8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой. 9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка). 10. Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п. 11. Помогать перебирать крупу. 12. Закрывать задвижку на двери под раковиной. 13. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь. 14. Собирать на даче или в лесу ягоды. 15. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью. 16. Вытирать пыль, ничего не упуская. 17. Включать и выключать свет. 18. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки. 19. Перелистывать страницы книги. 20. Затачивать карандаши (точилкой), стирать нарисованные каракули ластиком. Самомассаж:

    — «Карандаш».

    Карандаш в руках катаю, между пальцами верчу.
    Непременно каждый пальчик, быть послушным научу.

    — «Орехи».

    Научился два ореха между пальцами держать.
    Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

    -«Ёжики». (массажные мячики).

    Гладь, мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж!
    Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить.

    -«Мяч».

    Мяч футбольный покатай, но из рук не выпускай.
    А теперь сжимай ладошкой, правой-левой, левой-правой.

    -«Кольцо».

    Я сожму своё кольцо – буду сильным молодцом.
    Буду младших защищать, буду слабым помогать.

    -«Узлы».

    Я хватаюсь за верёвку, правой ловко, левой ловко.
    За узлы её беру и играю поутру.

    -«Зубная щётка».

    Я возьму зубную щётку, чтоб погладить пальчики.
    Станьте ловкими скорей, пальчики-удальчики.

    -«Мячики-прыгунки».

    Мячик мой не отдыхает, на ладошке он гуляет.
    Взад-вперёд его качу, вправо-влево, как хочу.
    Сверху-левой, снизу-правой, я его катаю, браво! 

    -«Чётки-бусы».

    Дома я одна скучала, бусы мамины достала.
    Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю.

    -«Прищепки».

    Есть прищепки у меня, новые, красивые.
    Каждый пальчик ущипну, пальчикам я помогу.

    -«Крышки, пробки».

    Ног от радости не чуя, с горки снежной вниз лечу я!
    Стал мне спорт родней и ближе, помогли мне в этом лыжи.
    Лыжи белочки обули, смело в них вперёд шагнули.
    Покатились по опушке, все весёлые зверюшки.
    Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы.
    Мы любим забавы холодной поры. 

    -«Пластилин».

    Кусочки пластилина катает наша Зина.
    Шарики, колбаски, и оживают сказки.
    Пальчики стараются, лепят, развиваются.
    Из пластилина овощи, из пластилина буквы.
    Смогу слепить без помощи я даже торт для куклы. 

    -«Снежинки».

    Я в руках листок держу, вчетверо его сложу.
    Отогну ещё разок, получился уголок.
    Режу ровно, не спеша, как снежинка хороша. 

    -«Крупа».

    Я крупу перебираю, мамочке помочь хочу.

    Я с закрытыми глазами рис от гречки отличу. 

    -«Бусины».

    Покатаю я в руках бусины-горошки.
    Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки. 

    -«Горох».

    Я взяла горошка, выложить дорожку.
    Чтобы бегали по ней, зайчик или кошка. 

    -«Жёлуди».

    Зайка жёлуди собрал, их на нитку нанизал.
    Очень маме угодил — он ей бусы подарил. 

    -«Песок».

    На песке рисую горы, лес дремучий, а потом
    Нарисую выше тучи дом, в котором мы живём