26.02.2019 Подготовили воспитатели группы №3 «Неваляшки» Федорив Е.Ф. Боровская С.В.
Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук, ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию. С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. При этом нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Поэтому одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми является развитие пальцевой моторики. Для стимулирования развития речи детей нами организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики, начиная с 3-летнего возраста. В ДОУ осуществляют эту работу воспитатели всех возрастных групп во время режимных моментов, на всех занятиях, в играх.
Для решения задач мы используем следующие средства:
— Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание, мышление).
— Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.
— Игры (дидактические, театрализованные, «театр в руке», сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус; развивают внимание, память; снижают психоэмоциональное напряжение; развивают воображение.
— Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, используем разнообразные приемы:
— Пальчиковая гимнастика;
— Показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
— Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона);
— Сминание пальцами комочков из бумаги;
— Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
— Выкладывание из крупы на фоновой бумаге различных изображений, геометрических фигур, букв, цифр, узоров);
— Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т.д);
— Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей – ниткопись;
— Шнуровка на различных предметах;
— Сматывание шерстяной пряжи в клубки;
— Завязывание и развязывание бантов, узлов;
— Застегивание пуговиц, молний, крючков;
— Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
— Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;
— Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом – «сухой бассейн»;
— Игры с «осьминогом» (утяжеленный) мешочек с песком, обвязанный цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка;
— Изготовление бус из разноцветных скрепок.
— Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков);
— Графические упражнения — игры: «Дорожка», «По точкам», «Узоры крестиком» и др.
— Физические упражнения, основанные на хватательных движениях;
— Игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки;
— Лепка из соленого теста;
— Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и тд.)
— Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.
— Элементы Су-Джок терапии;
и многое другое.
Развитие мелкой моторики в быту: Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым: 1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире; очищать крутые яйца; чистить мандарины; 2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок); очищать фисташки; отшелушивать пленку с жареных орехов. 3. Собирать с пола соринки; помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки). 4. Лепить из теста печенье; лепить из марципановой массы украшения к торту. 5. Открывать почтовый ящик ключом. 6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет, учиться самостоятельно надевать перчатки, пробовать зашнуровывать кроссовки. 7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок. 8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой. 9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка). 10. Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п. 11. Помогать перебирать крупу. 12. Закрывать задвижку на двери под раковиной. 13. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь. 14. Собирать на даче или в лесу ягоды. 15. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью. 16. Вытирать пыль, ничего не упуская. 17. Включать и выключать свет. 18. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки. 19. Перелистывать страницы книги. 20. Затачивать карандаши (точилкой), стирать нарисованные каракули ластиком. Самомассаж:
— «Карандаш».
Карандаш в руках катаю, между пальцами верчу.
Непременно каждый пальчик, быть послушным научу.
— «Орехи».
Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
-«Ёжики». (массажные мячики).
Гладь, мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить.
-«Мяч».
Мяч футбольный покатай, но из рук не выпускай.
А теперь сжимай ладошкой, правой-левой, левой-правой.
-«Кольцо».
Я сожму своё кольцо – буду сильным молодцом.
Буду младших защищать, буду слабым помогать.
-«Узлы».
Я хватаюсь за верёвку, правой ловко, левой ловко.
За узлы её беру и играю поутру.
-«Зубная щётка».
Я возьму зубную щётку, чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей, пальчики-удальчики.
-«Мячики-прыгунки».
Мячик мой не отдыхает, на ладошке он гуляет.
Взад-вперёд его качу, вправо-влево, как хочу.
Сверху-левой, снизу-правой, я его катаю, браво!
-«Чётки-бусы».
Дома я одна скучала, бусы мамины достала.
Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю.
-«Прищепки».
Есть прищепки у меня, новые, красивые.
Каждый пальчик ущипну, пальчикам я помогу.
-«Крышки, пробки».
Ног от радости не чуя, с горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе, помогли мне в этом лыжи.
Лыжи белочки обули, смело в них вперёд шагнули.
Покатились по опушке, все весёлые зверюшки.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы.
Мы любим забавы холодной поры.
-«Пластилин».
Кусочки пластилина катает наша Зина.
Шарики, колбаски, и оживают сказки.
Пальчики стараются, лепят, развиваются.
Из пластилина овощи, из пластилина буквы.
Смогу слепить без помощи я даже торт для куклы.
-«Снежинки».
Я в руках листок держу, вчетверо его сложу.
Отогну ещё разок, получился уголок.
Режу ровно, не спеша, как снежинка хороша.
-«Крупа».
Я крупу перебираю, мамочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами рис от гречки отличу.
-«Бусины».
Покатаю я в руках бусины-горошки.
Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.
-«Горох».
Я взяла горошка, выложить дорожку.
Чтобы бегали по ней, зайчик или кошка.
-«Жёлуди».
Зайка жёлуди собрал, их на нитку нанизал.
Очень маме угодил — он ей бусы подарил.
-«Песок».
На песке рисую горы, лес дремучий, а потом
Нарисую выше тучи дом, в котором мы живём