Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Версия сайта для слабовидящих

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    Рекомендация для родителей «Развитие памяти у старших дошкольников»

    06.11.2023 Подготовили: Боровская С.В.,  Шлыкова Л.Ж.

    Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Память дошкольника в этом возрасте носит непроизвольный характер — ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить, запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания, но в то же время определяется, скорее всего, интересом, деятельностью и желаниями ребенка. Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда взрослый побуждает, ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, к продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении сказок, т. е. ставит цель: «Вспомни!» Важно, чтобы цель, поставленная перед ребенком, соответствовала потребностям той деятельности, в которую включается дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать.

    Гораздо быстрее осваивается материал в игре, чем при простом объяснении. Эмоциональное переживание способствует оживлению непроизвольного запоминания, так как в памяти откладывается масса деталей второстепенных по существу, но помогающих удерживать главное. Дети запоминают лучше то, что привлекло их своей яркостью, необычностью; запоминают лучше то, с чем они активно действовали. Именно дидактическая игра способствует развитию внимания и произвольной памяти.

    Вот некоторые примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие памяти:

    • Сравни картинки и найди отличия
    • Найди пары предметов
    • Найди лишний предмет в ряду
    • Соотнеси предмет и тень
    • Раскрась по цифрам
    • Шахматы
    • Повтори ритм

    Отхлопайте ребенку простой ритм ладошками и попросите его повторить. Когда малыш справится, усложняйте ритм, подключая хлопки по ногам, хлопки по мебели, притопывание, щелчки пальцами.

    • Три задания

    Эта игра помогает расширить объем внимания. Вы даете ребенку подряд три инструкции, которые он должен выполнить в той последовательности, которую вы ему задали. Например:

    1. Подпрыгни два раза
    2. Назови какой-нибудь цветок
    3. Подойти к деревянному предмету

    Когда ребенок справится, давайте задания посложнее:

    1. Хлопай столько раз, сколько тебе лет
    2. Назови дикое животное
    3. Дотронься до предмета на букву К

    Количество заданий можно увеличивать до 4-5 и усложнять их в зависимости от возраста и развития ребенка.

    • Разучи стихотворение

    Для развития памяти ребенка 5-б лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений о временах года, их признаках, это будет способствовать развитию восприятия и мышления у ребенка, умения сравнивать.

    • Использование мнемотаблиц для заучивания стихов (ребенок запоминает информацию зрительно, т. к. в каждой картинке зашифрована строчка стихотворения)
    • Опиши игрушку

    В течение 1-2 минут ребенок рассматривает незнакомую игрушку, а затем описывает её. Далее игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребёнку по памяти описать игрушку и её свойства.

    • Какой игрушки (предмета) не хватает?

    Поставьте перед ребёнком 5-6 игрушек (предметов) на 15-20 секунд. Затем попросите ребёнка отвернуться и уберите одну игрушку. После чего, повернувшись, ребёнок отвечает на вопрос :какой игрушки не хватает?

    • Разрезные картинки

    Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна картинка целая, другая — разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, открытки. Предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

    • Запомни слова и воспроизведи

    Эту игру необходимо начать с трех-четырех слов и по мере того как ребенок справляется с этими словами, необходимо увеличить их количество до десяти и более. Если ребенок не запомнил трех-четырех слов, необходимо еще раз их прочитать и затем повторить задание.

    • Продолжай

    Это совместное упражнение. Вы произносите фразу, например: «У нас в огороде растёт картошка». Ребёнок должен повторить вашу фразу и добавить слово, подходящее в данной ситуации: «У нас в огороде растёт картошка и репа». Постепенно фраза становится длиннее, приходится вспоминать новые и новые слова.