Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    Сотрудничество семьи и детского сада в вопросах нравственного воспитания дошкольников

    29.04.22 подготовили воспитатели группы №12: Файзуллина О.П. и Резник М.М.

    Испокон веков семья несла ответственность за воспитание детей. Сегодня приоритет семейного воспитания признается государством, в то же время одинаково важное значение придается воспитанию как в семье, так и в дошкольном учреждении. Это обуславливает выход отношений между семьей и детским садом на новый уровень, на котором должны формироваться социальное партнерство, сотрудничество и взаимодействие, реализоваться совместные усилия и общение. В рамках сотрудничества образовательной организации с семьей в вопросах воспитания дошкольников, особенно нравственного, необходимо привлечение старшего поколения. Расширение сферы участия бабушек и дедушек в организации воспитательной среды связано с необходимостью передачи детям системы нравственных идей, принципов и идеалов, которой в большей степени владеет старшее поколение.

    В работах выдающихся педагогов (Т.А. Данилиной, Т.Н. Дороновой, Т.А. Куликовой) были рассмотрены проблемы, которые существуют в организации сотрудничества дошкольного учреждения и семей воспитанников. Современными исследователями Н.В. Евдокимовой, Н.В. Додокиной, Е.А. Кудрявцевой была разработана методика по работе с семьей в сотрудничестве с дошкольным образовательным учреждением (ДОУ). Проблеме объединения интересов детского сада и семей посвятили свои исследования Т.П. Елисеева, О.Л. Зверева. В то же время в работе педагогов забывается о потенциале старшего поколения семьи, возможности оказания помощи со стороны бабушек и дедушек в воспитании своих внуков. Цель статьи – раскрыть особенности сотрудничества ДОУ со старшим поколением семьи в вопросах нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

    Анализ понятия «сотрудничество» проводился многими отечественными педагогами и психологами. Например, кандидат педагогических наук И.А. Маркарян определяет сотрудничество в образовательном процессе в качестве системы взаимообусловленных контактов в едином социальном, психологическом и педагогическом пространствах, где социальной стороной предопределяются результаты педагогического сотрудничества, психологическая сторона влияет на обеспечение процесса его осуществления, а педагогическая – способствует созданию той среды, в рамках которой  возможен сам процесс реализации педагогического сотрудничества [1].

    Кандидат психологических наук В.Б. Шапарь под сотрудничеством понимает диалог, на основе которого происходит постоянное обогащение тех, кто принимает в нем участие [2].

    Доктор педагогических наук, профессор Е.И. Сермяжко – руководитель научной школы по проблемам современной семьи и семейного воспитания – отмечает, что сотрудничество предполагает общение «на равных», где никто не имеет привилегий в указаниях, контроле и оценке [3].

    По мнению кандидата педагогических наук Н.Г. Пантелеевой, сотрудничество и взаимодействие являются той формой, при которой организуется совместная деятельность, реализуемая на основе социальной перцепции и взаимного общения на равных, поддерживая друг друга [4].

     Из этого, можно утверждать, что процесс сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи подразумевает организацию совместных действий  семьи и воспитателей, задачи которых заключаются в удовлетворении интересов и достижении целей всех сторон в воспитательном процессе. Процесс сотрудничества ДОУ и семьи (родителей и старшего поколения) может быть рассмотрен как приобщение семьи к организации педагогического процесса, когда расширяется сфера участия старших членов, разрабатываются программы совместных действий и наблюдается формирование уважительных взаимоотношений семьи и детского сада. Практика образовательного процесса в рамках дошкольных образовательных организаций обладает значительным опытом в организации взаимодействия и сотрудничества с родителями, направленных на реализацию эффективного воздействия на воспитание и развитие дошкольников. Воспитатели непрерывно совершенствуют содержание и формы данной работы с использованием как традиционных, так нетрадиционных форм работы с семьями [5].

    Говоря об организации сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи дошкольников, стоит отметить, что уже к середине XX столетия были разработаны устойчивые формы работы в указанном направлении, которые дошкольная педагогика трактует как традиционные формы. Условно они подразделяются на следующие группы.

    1. Познавательные – формы взаимодействия, при которых повышается психолого-педагогическая культура взрослых членов семьи, изменяются взгляды на процесс воспитания ребенка в семье, развивается рефлексия. Данная группа включает проведение практикумов, лекций, дискуссий, «круглых столов», педагогических советов, педагогической лаборатории, родительских конференций, родительских собраний, аукционов, семейной гостиной, родительских клубов, дней добрых дел, дней открытых дверей, эпизодических посещений, различных видов игровых технологий.
    2. Информационно-аналитические – формы взаимодействия, при которых собираются, обрабатываются и используются данные о семье каждого дошкольника; к данным формам относятся анкетирование, интервью, опрос, беседа и т.д.
    3. Наглядно-информационные – формы взаимодействия, которые направлены на организацию родительского всеобуча; данная группа включает разработку сайта ДОУ в Интернете, «Летописи ДОУ», организацию выставок детских работ, фотовыставок, записей видеофрагментов реализации разных видов деятельности детей, фотографий, информационных проспектов, тематических выставок, издание информационных листков, создание буклетов, информационных стендов,  освещающих проблемы семейного воспитания и т.д.
    4. Досуговые – формы взаимодействия, которые способствуют установлению теплых неформальных отношений между взрослыми членами семьи и воспитателями и более доверительных отношений родителей со своими детьми. Данная группа предполагает организацию совместных походов и экскурсий, праздников и утренников, семейных вернисажей, выставок детско-родительских работ, различных мероприятий (концертов и соревнований) и т.д. [6].

    Выделяются также нетрадиционные формы взаимодействия воспитателей и родителей. К ним можно отнести мастер-классы, интерактивные и досуговые мероприятия и пр. Нетрадиционные формы сотрудничества сегодня достаточно популярны как среди воспитателей, так и среди родителей. Благодаря таким формам устанавливаются неформальные отношения воспитателей и родителей, привлекается их внимание к проблемам ребенка в частности и детского сада. Родителям дается возможность по-другому узнать своего ребенка, увидеть его в иной, новой для себя обстановке. Рядом авторов [7] отмечается, что эффективным средством интеграции дошкольной образовательной организации и семьи является осуществление совместной проектной деятельности воспитателей и родителей, которая обеспечивает условия в сохранении физического и психического здоровья детей. Эта форма работы способствует формированию у родителей понимания того, что совместные усилия необходимы, прежде всего, детям и их полноценному, гармоничному развитию [7].

    Итак, каждой форме сотрудничества детского сада с семьей воспитанников присуще выполнение воспитательных целей и задач. При систематическом применении в работе с родителями разнообразных форм можно привлечь внимание родителей к проблеме воспитания дошкольников, способствовать повышению их стремления к получению необходимых педагогических знаний, умений и навыков, что в свою очередь будет способствовать повышению родительской педагогической культуры.

    Патриотизм, интернационализм, гражданственность. В результате работы воспитателя со старшим поколением семьи дошкольников можно сформировать в дедушках и бабушках убежденность в необходимости их участия в деле нравственного воспитания внуков, оказания помощи родителям в предупреждении и преодолении отрицательных проявлений в поведении детей.

    Таким образом, процесс формирования нравственных ценностей дошкольников невозможно построить без сотрудничества всех участников образовательно процесса в рамках дошкольного учреждения. Тесное взаимодействие семьи и детского сада способствует достижению главной цели воспитательного процесса – сформировать гармонично развитую личность.