Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    Учим с ребенком стихи

    12.12.2022г. подготовили воспитатели группы 6 «Ромашки»: Федорив Е.Ф., Скиданенко О.А.

    Хорошие стихи — всегда тайна. Стихотворения можно, а иногда и нужно анализировать. Зачастую поэтические строки с первого раза понять сложно. Чтобы понять стихотворение, нужно многое увидеть и услышать. Ведь мы, имея зрение, многое не замечаем; мы слышим, но не всегда вникаем в смысл сказанного. Иногда бывает так, что, прочитав стихотворение, как бы испытываешь удивление: ты увидел то, на что раньше не обращал внимания. Ведь заметил же Федор Тютчев:

    Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора —

    Весь день стоит как бы хрустальный,

    И лучезарны вечера. 

         Нередко возникает вопрос: «А для чего нужна поэзия?» Наверное, прежде всего для того, чтобы обогатить человека эмоционально, сделать нашу жизнь прекраснее.

         Стихи очень мелодичны, напевны и прекрасно воспринимаются детьми любого возраста. Присмотритесь к своему ребёнку, когда вы читаете ему стихи, с каким вниманием и удовольствием он слушает. Именно поэтому детские авторы с большим удовольствием пишут сказки, рассказы  и истории в стихах. Проза, с её монотонностью немного утомляет детей, особенно маленьких. А вот стихи, наоборот вызывают огромный интерес и очень быстро запоминаются.  По своей природе у детей великолепная память и  поэтому стихи они запоминают очень быстро. Нам взрослым, просто необходимо использовать это качество ребёнка, чтобы ещё больше развить его память, а значит и его способность к обучению в будущем.

        Заучивание стихов улучшает речь ребёнка, расширяет знания об окружающем мире, учит воспринимать поэтический слог, его красоту и своего рода музыкальность поэтической строфы. Это формирует не только культуру в общем понимании слова, но и культуру общения с другими людьми.

    Психологи отметили, что у детей, которые не знают стихотворений, которым не читали их в детстве, недостаточно развито образное мышление. Образное мышление формируется у дошкольников во время игр, рисования, лепки, конструирования, при заучивании стихотворений. Все эти занятия заставляют представлять то или иное в уме, это и становится базой образного мышления. На этой основе впоследствии сформируется логическое мышление, без которого не обойтись на занятиях в школе.

    Зачем детям учить стихи наизусть?

         Стихи учить необходимо, потому, что заучивание наизусть стихотворных произведений – самый верный способ развития ребёнка.  А именно:

    • У ребенка развивается  память.
    • Увеличивается активный словарь детей. Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь. Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам  по каким-то причинам не произносит их.

    Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи. Малыш может правильно употреблять в своей речи уже выученные слова и фразы, которые он  много раз повторял в стихотворении. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.

    • Формируется чувство языка.Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, малыш говорит правильным литературным языком.
    • Развивается фонематический слух. Фонематический слух – это различение звуков в слове. Если малыш не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали.

    Учить стихи с детьми можно с любого возраста. И чем раньше вы начнёте, тем лучше. Стихи научат вашего малыша любви, добру и пониманию. Если у вас праздник в семье или приближается Новый год – это лишний повод выучить с ребёнком стихи. Радостная атмосфера предстоящего праздника, подготовка и ожидание будет стимулом к заучиванию стихов. А разучивание стихов объединит вас с вашим ребёнком. Вы найдёте общую тему для разговора и эмоциональные точки соприкосновения.

    Какие стихи учить с детьми?

    Первые стихи должны быть понятны и просты. Для этого подойдут потешки, считалки или детский фольклор. Ребенок еще не умет разговаривать, а мы ему декламируем.Когда ребенок просыпается:

                                              Вот проснулись ,,потянулись,

    С боку на бок повернулись!

    Потягушечки! Потягушечки!

           Где игрушечки, Погремушечки?

    При умывании и купании:

    Водичка, водичка,

    Умой наше личико.

    Чтобы глазки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

    Играем вместе!

    Идет коза рогатая

    За малыми ребятами,

    Ножками топ-топ,

    Глазками хлоп-хлоп,

    Кто каши не ест,

    Кто молока не пьет –

    Забодает,

    Забодает,

    Забодает!

    Такие игры очень нравятся малышам, вызывают у них эмоциональный отклик и дети с удовольствием включаются в игру.  Дети 2-3 лет уже могут запомнить и самостоятельно повторить произведения. Стихотворение для них должны быть короткие и легкие для заучивания наизусть. Объем стихотворений, которые мы предлагаем детям 4, 5, 6 лет должен быть несколько больше, но как правила дети с ним легко справляются.  Сказки и рассказы, изложенные в рифме, легко воспринимаются и учатся.

    Для детей лучше выбирать стихотворения Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского. В стихах перечисленных поэтов присутствуют конкретные образы, и ребенку будет легче представить

    то, о чем говорится в стихотворении, что ускорит процесс запоминания текста. Выбирайте стихи, в которых содержится много глаголов, существительные, присутствует динамика действий, так как такие стихи детям запомнить проще.

    Чаще пойте или включайте диск с записанными на нем детскими песенками. Постепенно, слушая изо дня в день песни, ребенок будет запоминать слова и со временем начнет подпевать.

     Многим родителям тяжело учить с детьми стихи. Находится тысяча причин – домашние дела, поездка, да и просто нежелание ребёнка.

    Не нужно усаживать ребёнка, например, за стол и говорить: «Сейчас мы с тобой будем учить стишок». Не нужно вообще сообщать маленькому ребёнку, что он должен выучить стишок.

    Если вы хотите, чтобы малыш выучил стихотворение, то сначала выучите его сами. Выберите для заучивания стихотворение, которое нравится в первую очередь вам и соответствует возрасту вашего малыша. Расскажите ребёнку стихотворение сами. Рассказываете это стихотворение ребёнку целиком как можно чаще в течение дня. Рассказывайте — если куда-то идёте или стоите в очереди; если моете посуду, а ребёнок около вас — рассказывайте; если ребёнок гуляет, купается, перед сном — тоже рассказывайте, и не по одному разу, а по многу раз. Сначала малыш будет договаривать последние слог фразы, потом рифмованные слова, а потом и всё стихотворение расскажет.

    К сожалению, современные дети очень мало учат стихов в дошкольном возрасте. И поэтому им тяжело запомнить даже небольшое поэтическое произведение в школе. Родители недоумевают – почему же у их ребёнка в школе такая плохая память? Это всё потому, что до 7-8 лет дети мало учат стихов.

    Не для всех детей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Но есть и такие малыши, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно.

     

    Предлагаю вам несколько практических советов, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.

         Совет №1

         Чтобы ребёнок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается

    Вздыхает на ходу,

    Вот досточка качается,

    Сейчас я упаду» или

     «Наша Таня громко плачет

    Уронила в речку мячик,

    Тише, Танечка, не плачь,

    Не утонит в речке мяч»

         Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является возраст 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память ребёнка. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше -это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

            Совет №2

         Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка.

         Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным — размеренные, плавные. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».

         И еще — учить стихотворение лучше не просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

    Совет №3

         Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте. Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, — такова детская  природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.

    Совет №4

         Очень важно выяснить, есть ли в стихотворении слова или фразы, которые непонятны ребенку. Определить это довольно просто: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает— это свидетельствует о том, что он их не понимает. Объясните ребенку, что значит это слово или фраза, и приведите примеры, где и как еще можно употребить его. Покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения.

    И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

    Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.

    Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т.кпосле заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.

    Совет №5

         Одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым — напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи.

     Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. 

    Совет №6

      Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

    Совет №7

     Не настаивайте на изучении стихов, если ребенок не в настроении, чем-то занят, расстроен. Это может отбить у ребенка всякое желание, и он потеряет интерес к стихам.

         Бывает, что ребенок отказывается учить стихотворение. Как правильно поступить в этой ситуации?  

         Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение (задали в садике, в музыкальной школе и т. д.), а ребенок не соглашается на это? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «Я не смогу», «Я не хочу» . При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.

    В этом случае помогают несколько маленьких хитростей.

    1. В первую очередь, если ваш ребёнок сопротивляется, надо успокоить его. «Хорошо, – соглашаемся мы, – учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй». Обязательно рассказывайте только по одной строчке стихотворения, ребенку будет легко за вами повторять и он не будет чувствовать информационного стресса.
    2. Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на «сцену» – пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов, ребенок включится в игру и для ребенка весь процесс запоминания пройдет незаметно для него самого.
    3. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день, потому что память должна приучаться к работе постепенно. Неделя – вполне нормальный срок для того, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.

    Как же выучить с ребенком стихотворение?

    Существует классический способ.

    Он состоит из нескольких этапов:

    • Подготовительный этап.

    Для начала нужно создать определенное эмоциональное настроение, соответствующее стихотворению. Например, если стихотворение про осень, прогуляться на улице, рассмотреть картинки в книге, поговорить о том, что ребенку нравится в осени. Попутно объяснить слова, которые могут быть не знакомы ребенку и встретятся в стихе.

    • Следующий этап — выразительное чтение стиха взрослым.

    Взрослый выразительно прочитывает стихотворение и делает небольшую паузу, чтобы ребенок мог осмыслить стихотворение. На этом этапе не ставится задача запомнить стихотворение!

    • Затем идет обсуждение.

    Задайте следующие вопросы?

           — О чем стихотворение?

           — Понравилось ли тебе?

           — Что запомнилось из стихотворения?

        — Далее вопросы о словесных составляющих стиха (Какими словами начинается и заканчивается стихотворение? Кто главный герой? Какой он? Что делает? и т.д.)

    • Далее повторное выразительное чтение с установкой на запоминание.

    Вы читаете стихотворение еще раз и просите ребенка максимально его запомнить. Далее ребенок воспроизводит стих, а вы немного помогаете (подсказываете первые слоги слов, слова). Затем при необходимости еще раз читаете и ребенок повторяет.

    • И наконец, ребенок самостоятельно воспроизводит стихотворение.