28.10.2023г. Подготовили: Попова Л.Д., Тихонова А.С.
Образовательные области:
познавательное и художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
обучающие:
продолжать учить детей рисовать деревья разных пород с ветками различной длины в определённой последовательности;
уточнять представления о цветовой гамме осеннего леса;
совершенствовать технические навыки в изображении деревьев;
закреплять знания детей об осенних изменениях в природе;
развивающие:
развивать мелкую моторику;
воспитательные:
воспитывать интерес к окружающему миру.
Подготовительная работа:
рассматривание деревьев разных пород, формы листьев и т. п. на территории детского сада;
составление описательных рассказов по картине И. И. Левитана «Золотая осень»;
чтение стихотворений об осени: И. Бунин «Листопад»; В. Авдиенко «Осень»; А. Плещеев «Скучная картина!»;
рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением разных деревьев, репродукций картин: И. И. Левитан «Золотая Осень», И. Э. Грабарь «Осень. Красный дубок», В. Д. Поленов «Осень в Абрамцеве».
Материал:
акварель, кисти № 2, 3; тонированные листы АЗ на каждого ребёнка; листья деревьев разных пород (берёзы, клёна, осины), вырезанные из цветной бумаги, или гербарий; аудиозапись с лирической музыкой (релаксационная музыка); корзина с печеньем «грибочки».
Словарная работа:
уточнение значений слов: пейзаж, репродукция, пёстрые листья, художники-пейзажисты, трепетные тоненькие веточки, золотые листочки.
Ход образовательной деятельности
- I. Вступительная часть
Дети проходят в изостудию под музыку и встают полукругом.
Педагог. Ребята, я принесла вам корзину, но она не простая, а с сюрпризом. Как вы думаете, что может лежать в корзине? (Ответы детей.)
— Нет, вы не угадали. Я прочитаю вам стихотворение, вы его внимательно послушайте, и сразу догадаетесь, что лежит в корзине. Листья падают, летят,
И шуршат, и шелестят.
В капюшонах застревают И в кармашках у ребят.
Дети листья собирают И букеты составляют.
Мамам отнесут букеты —
Тёплой осени приветы.
Дети В корзинке лежат листья деревьев.
Педагог. Правильно, осенние разноцветные листочки. Такие пёстрые листья — один из признаков осени. Назовите, пожалуйста, другие признаки осени. (Осенью становится холоднее. Дни становятся короче, а ночи — длиннее. Насекомые прячутся от холода, птицы улетают на юг, люди убирают урожай…)
Правильно. А какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей.)
Молодцы! Когда вы гуляли по парку, то видели разные деревья. Назовите, какие деревья есть на территории нашего детского сада.
Все ли листья на деревьях одинаковые по величине?
Какие по форме могут быть листочки?
А какими могут быть осенние листья по цвету? (Осенние листья бывают красными, золотыми, багряными, оранжевыми, бурыми.)
- Основная часть
Педагог. Дети, давайте попробуем с вами изобразить пейзаж, осенний лес. Присаживайтесь на стульчики. Предлагаю вам набор силуэтов деревьев разных пород (хвойных и лиственных). Они разные по величине и окрасу листвы. Я буду приглашать вас к фланелегра- фу, а вы располагайте силуэты деревьев и изобразите лес.
Педагог проговаривает с детьми принципы построения пейзажа: на переднем плане располагаем высокие деревья; на заднем плане располагаем деревья низкие, потому что они вдалеке.
Ребёнок выбирает силуэт дерева, прикладывает его на фланелеграфе — моделирует пейзаж.
Педагог. Посмотрите — у нас получилась осенняя картина, на которой изображены деревья с яркой, разноцветной листвой. Предлагаю вам сегодня побыть художниками- пейзажистами и нарисовать каждому свой осенний пейзаж. У вас на столах лежат зато- нированные листы, на которых вы будете рисовать. Но сначала давайте вспомним, каким способом можно нарисовать дерево (показывает последовательную схему изображения дерева: ствола, веток, листвы). Скажите, как нужно правильно рисовать красками и кистью? (Нужно сначала намочить кисть в воде, потом набрать краску на кисть. Рисовать аккуратно. Кисть необходимо промакивать об салфетку.)
— Прежде чем вы начнёте рисовать, предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка
Топ-топ — пять шагов,
В туесочке пять грибов Мухомор красный —
Гриб опасный.
А второй — лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб — волнушка, Розовое ушко.
А четвёртый гриб — сморчок, Бородатый старичок.
Пятый гриб — белый,
Ешь его смело.
— Приступайте к рисованию осеннего пейзажа. Если у вас возникнут вопросы или что- то не получится, поднимите руку, я к вам подойду.
Во время рисования педагог следит за выполнением работы, оказывает помощь в процессе работы над пейзажем, следит за осанкой детей.
III. Итог
Рассматривание детских пейзажей, анализ детских работ.
Педагог. Обратите внимание, какие получились пейзажи. Я предлагаю вам положить к понравившемуся пейзажу осенний листочек и объяснить свой выбор: «Мне понравился этот пейзаж, потому что…»; «Я положил листочек к пейзажу Саши, потому что…»
— Дети, моя корзинка припрятала вам ещё один сюрприз — грибочки (печенье). Я угощаю вас печеньем. Предлагаю пройти в группу и попить чаю.
Литература
- Казанова Т. Г. Изобразительная дея-1 тельность и художественное развитие дошкольников. — М., 1983.
- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М. : Просвещение, 1978.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : обучение и творчество. — М., 1990.
- Курочкина Н. А. Знакомство с пейзажной живописью. — СПб., 2001.
- Курочкина Н. К. Дети и пейзажная живопись. Времена года. — СПб., 2004.
- Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учёба, и игра. Изобразительное искусство. — Ярославль : Академия наук, 1997.
- Чумичёва Р. М. Дошкольникам о живописи. — М., 1992.