Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    Детское экспериментирование в зимний период

    11.11.20 подготовили воспитатели группы №6: Долгих Т.В. и Бобрышева Ю.А.

    Без поисков и находок,

    И без напряжения сил

    Немыслимы увлеченность, вдохновение.

    В. А. Сухомлинский

     

    Детям интересно все! Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Одной из фундаментальных потребностей, лежащей в основе, как познавательного, так и общего психического развития детей, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.

    Дети по своей природе исследователи. Они с удовольствием «превращаются в ученых». В повседневной жизни дошкольники часто экспериментируют с различными веществами, стараются узнать о них что-то новое.

    Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает их как собственные.

    Зима – это прекрасное, чудесное, волшебное время года. Чудеса встречаются на каждом шагу. Поэтому, мы хотим предложить вам ряд игровых опытов, которые можно использовать зимой.

     

    Опыт – «Согреть дыханием узоры»

    Если узоры согреть дыханием, что с ними будет?

    Вывод: изморозь под воздействие тепла тает.

     

    Опыт – «Ветер и сугроб»

    Любуясь красотой высоких сугробов, подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте.

    Вывод: здесь он не разносится ветром.

     

    Опыт – «Волшебные снежинки»

    Обратить внимание детей на то, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок:

     — при сильном морозе снежинки выпадают в форме твердых, крупных звездочек;

     — при слабом морозе – белые, твердые шарики (крупа);

     — при сильном ветре – очень мелкие снежинки.

    Рассмотреть их через лупу.

     

    Опыт – «Гололед»

    После оттепели ударит мороз, на улице появляется гололед.

    Объяснить это явление. Предложить подумать, как сделать, чтобы было не скользко.

     

    Опыт – «Рассмотрение снежинок через лупу»

    Рассматривайте снежинки с помощью лупы. Вывод: снежинки бывают разной формы.  

     

    Опыт – «Первые заморозки»

    В две банки необходимо налить одинаковое количество воды. Одна банка в морозный день выносится на улицу, другая остается в группе. Вместе с детьми нужно измерить температуру воздуха на улице, в группе. Наблюдается, что произошло с водой: в одной банке вода замерзла, а в той, что была в группе, вода осталась прежней.

    Вывод: на холоде вода замерзает, превращается в лед, то есть жидкость превращается в твердое вещество.

     

    Опыт – «Защитные свойства снега»

    Поместите две баночки с одинаковым количеством воды на поверхности сугроба, заройте одну баночку неглубоко в снег, другую глубоко. Понаблюдайте за состоянием воды в баночках. Сделайте выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания?

    Выводы: чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода, корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растению.

     

    Опыт – «Цветные льдинки, звездочки»

    Вывод: вода на морозе замерзает, превращается в лед.

     

    Опыт – «Прозрачность льда»

    В прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь, на улицу, за окно. Утром рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы. Вывод: предметы видны через лед, потому что он прозрачный.

     

    Опыт – «Замерзание воды»

    Где вода быстрее замерзнет: на подносе или в ведерке?  Объяснить, почему на подносе вода замерзает быстрее.

     

    Опыт – «Определение чистоты снега»

    Набрать во время прогулки в белое блюдце снег, принести в группу. В помещении снег растает, а на дне блюдца останется грязная вода.

     

    Опыт – «Что такое иней?»

    Рассматривание веточки с инеем через лупу. Снежинки, изморозь, узоры на окнах – все это водяной пар, который при сильном охлаждении переходит в твердое состояние и принимает форму кристаллов.

    Посмотрите друг на друга, где еще видите иней?

     

    Опыт – «Иней»

    Выносим на мороз горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это?    Это иней.

    Опыт – «Лед – твердая вода»

    Принесите сосульки в помещение, поставив каждую в отдельную тару, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек, снежных шариков. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки (снежные шарики). Что с ними происходит? Возьмите большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них быстрее растает.

    Вывод: лед, снег – это тоже вода.

     

    Опыт – «Зависимость состояния воды от температуры»

    С помощью формочек сделать с детьми ледяные украшения. Повесить их на участке, несколько украшений принести в группу и наблюдать обратный процесс.

    Вывод: вода под воздействием температуры может из одного состояния переходить в другое.

     

    Опыт – «Вода и снег»

    Внести в группу снег и лед, понаблюдайте где вода быстрее растает?

    В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.

    Вывод: рыхлый снег растает первым, затем утрамбованный. Лед растает последним.

     

    Опыт – «Свойства снега»

    В морозный день предложить детям вылепить снежки. Какой снег (белый, пушистый, холодный, плохо лепится)? Принести снег в группу и снова предложить детям вылепить снежки. Почему снег стал липким?

    Вывод: снег немножко подтаял.

     

    Опыт – «Таяние и замерзание воды»

    Двум детям (один в рукавичках, другой – нет) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растаял лед у тех, кто держал его в рукавичках или голыми руками? Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.

    Вывод: лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстро, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холода.

     

    Таким образом, опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыт имеет большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.