Подписка

Вход на сайт

Обратная связь

Физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Инструктор по физической культуре МБДОУ

ДС №20 «Калинка»

Белых Е.И..

 «Здоровье – это главное жизненное благо», - так гласит народная мудрость. Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение. Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. С этим нельзя не согласиться, учитывая тот факт, что в современном обществе наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Число заболеваний увеличивается с каждым годом, большинство детей страдают хроническими заболеваниями, нарушением опорно-двигательного аппарата. Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного возраста являются дефекты осанки. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения, сказываются на физической и умственной работоспособности. Их предупреждение - задача не только педиатров, но и педагогов, воспитателей. Дошкольный возраст-период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка неустойчива. Поэтому проблеме профилактики сколиоза необходимо уделять большое внимание в дошкольном возрасте. Начальную стадию данного заболевания увидеть невооруженным глазом невозможно, поэтому родители обращаются к специалисту уже тогда, когда изменения сильно повлияли на осанку ребенка. Отчего может нарушаться осанка? Одна из причин заключается в том, что дети рано начинают длительно сидеть. Следует помнить, что сидение-не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении , в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Дети от сидения быстро устают, их спина при этом напрягается, вызывая перегрузку отдельных мышц. Чаще всегодети испытывает вынужденное статическое положение (сидя или стоя) на организованных занятиях, требующих сосредоточенного внимания и умственной работоспособности. Именно поэтому одним из составляющих режима является обязательное проведение физкультминутки на занятиях. Детям любого возраста полезна двигаетльная актиность.Физкультминутка -это “минутка” активного и здорового отдыха, прекрасная возможность снять отрицательное воздействие от статической нагрузки, и размяться между занятиями, во время проведения организованной деятельности, которые требуют усидчивости и повышенного внимания дошкольников. Физкультминутки проводятся в момент проявления первых признаков утомления детей. Физкультминутки носит активизирующий характер, не требует сложной координации и силовой нагрузки. Она представлена несколькими физическими упражнениями. Физкультминутка может проводиться в форме упражнений общеразвивающего вида, дидактической игры с разными движениями, танцевальных, игровых, имитационных движений. Физические упражнения, используемые в физкультминутке, предполагают участие мышц плечевого пояса (подъём и вращательные движения рук и головы), спины, живота (наклоны в четырёх направлениях), ног (приседания, прыжки). Все эти упражнения улучшают подвижность плечевого пояса и позвоночника, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, способствуют развитию чувства правильной позы. При выборе физкультминутки можно учитывать тематику, и во время проведения физкультминуток повторять необходимый материал. Есть физкультминутки, которые можно использовать на любом занятии, независимо от его вида и тематики. Они представляют собой несколько общеразвивающих упражнений, связанных текстовкой. Они просты в выполнении, так как текст указывает на движения. Таким образом, следует сказать, что особых трудностей по использованию физкультминуток не возникает. Исходя из наблюдений, хочется выделить некоторые требования к проведению: - Детям должно быть удобно выполнять движения. -Упражнения должны выполняться с достаточной амплитудой. -Следует учитывать степень утомления детей (увеличивать или уменьшать продолжительность упражнений). Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется регулярно включать в физкультминутки упражнения для профилактики нарушения осанки. Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке. Подводя итог, следует сказать, что правильная осанка не возникает сама по себе, как и любой двигательный навык, её необходимо формировать. Взрослые должны научить ребёнка не только правильной осанке, но и научить его расслабляться. Поэтому физкультминутку можно бесспорно назвать средством профилактики нарушения осанки. Только правильное соблюдение и организация двигательной активности, в том числе проведение физкультминуток, может привести к сохранению и укреплению здоровья