Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    Формирование активного словаря детей

    31.10.20 подготовили воспитатели: Федорив Е.Ф, Боровская С.В.

     В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи . Процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями и в связи с этим имеет специфические особенности. Одной из них можно считать содержание словаря детей. В силу наглядно – действенного и наглядно – образного характера мышления , ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко. Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Так как понятийное мышление у ребенка – дошкольника еще не сложилось, то и смысл слова, которым он овладевает, не может быть на определенном возрастном этапе понятийным  . Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному предмету или явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, для ребенка слово часы обозначает только те часы, которые висят на этой стене). Еще одна особенность словаря дошкольника – это значительно меньший его объём по сравнению со словарем взрослого, так как опыт познания ребёнка и, следовательно, объём накопленных сведений об окружающем значительно уступает объёму знаний взрослого человека. Эти особенности в развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду:                                                                                                                  1.Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения. 2.Обеспечить освоение социально закреплённого содержания слов. Решение этой задачи предполагает:                                                                                                                                                                         а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;                                                                                                                                     б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;                                                                                                                                                            в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.                                                              3. Активизация словаря, т.е. не только знание слов, но и введение их в практику общения. В структуре программы содержание словарной работы включено в разделы разных видов деятельности – труд, игра, самостоятельная, непосредственно-образовательная деятельность. Словарная работа также соотносится и с возможностями познания ребенком окружающего мира. Усложнения можно проследить в следующих направлениях:  Увеличивается круг предметов и  явлений – расширяется словарь . Углубляются  знания о предметах, их качествах, свойствах  – расширяется словарь .Различие и обобщение предметов  по одному и нескольким  признакам  – расширяется словарь . Эти три направления расширения словаря имеют место во всех возрастных группах. Уже к концу второго года жизни можно говорить об элементарных обобщениях. Итак, содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире. В своей группе я строю словарную работу именно в этих трех направлениях: Схема работы такова – сначала я знакомлю детей с предметом – это демонстрация предметов, картинок, действия с предметами, игры-занятия «Оденем куклу» и т.п. Основная цель данной работы – ввести в речь детей названия предметов и некоторых действий с ними. Схема работы: название предмета, затем данное слово должно быть использовано в качестве сигнала, тем самым слово связывается с предметом, его образ становится «знаемым», затем – активное подражание. Этот процесс может быть длительным, повторяться в повседневной жизни, на прогулках, в режимных моментах и т.п. Следующий момент, основываясь на таблице – это работа по осмотру предметов, целью которой является вычленение частей предмета, деталей, назначения, качеств, свойств. Т.е. ребенок познакомился со словом САНДАЛИИ, далее запомнил его на занятии, затем в игровой деятельности, затем в дидактических играх и т.п. Дальше САНДАЛИИ как бы разбираем по частям – из чего состоят, для чего служат, какие. Из чего изготовлены…. И еще много чего. Таким образом,  в активный словарь ребенка входит дополнительно еще несколько слов. Очень хорошо и даже необходимо не просто знакомить детей с деталями предметов, а знакомить через действия с предметами. Все это – познавательно-речевая активность. Завершающими в системе занятий по формированию словаря являются занятия по сравнению предметов. Целью таких занятий является формирование умения наиболее точно подбирать слова для характеристики выделяемых особенностей предметов. Это позволяет вводить в речь детей достаточно широкий и разнообразный запас слов – существительные, глаголы, прилагательные. И опираясь на пример с САНДАЛИЯМИ о третьем этапе говорим, об обобщающих словах – обувь, летняя обувь, кожаная обувь,….. Для родовых понятий существенными могут быть как внешние, так и внутренние, более скрытые признаки или их группы. Таким образом, в процессе в  рассмотренной работе  у дошкольников формируется понятийный характер слова, развивается их мышление.