Подписка

Вход на сайт

Обратная связь

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

14.05.20 подготовили воспитатели группы №4 "Капельки": Долгих Т.В. и Бобрышева Ю.А.

Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствуют развитию речи. Одним из таких методов является дидактический синквейн.

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим. В дидактическом синквейне самое главное - это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

Правила написания синквейна.

1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?

2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи - чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?

3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?)

4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

  • слова-предметы (существительные),
  • слова-признаки (прилагательные),
  • слова-действия (глаголы),
  • слова-предметы (существительные).

Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения лексических тем.

Лексическая тема «Времена года»

1. Листья

2.Осенние, желтые

3.Падают, летят, растут.

4. Люблю собирать листья.

5. Осень

Лексическая тема «Овощи»

 

1. Помидор

2.Красный, вкусный

3.Поливать, растить, ухаживать

4.Он очень красивый

5. Салат

1. Зима

2.Белая, волшебная

3.Морозит, наступает, приходит.

4. Люблю кататься на горке

5. Холод

1. Морковь

2.Вкусная, сладкая

3. Растет, варится, сидит

4. Люблю её кушать

5. Полезный овощ

 
Лексическая тема «животные»

1. Лиса

2. Рыжая, пушистая

3.Ловит, ест, крадется

4. хитрит и ест мышей

5. Дикое животное

Лексическая тема «Фрукты»

1. Яблоко

2. Круглое, сочное

3. Лежит на тарелке, висит на ветке.

4. Люблю яблочный компот

5. Дерево

1. Кошка

2.Ласковая, домашняя

3.Мяукает, царапает, прыгает

4. Люблю котенка гладить

5. Домашнее животное

1. Апельсин

2. Оранжевый, вкусный.

3. Лежит, висит, чистится

4. Апельсин можно поделить на дольки

5. Апельсиновый сок

Синквейн по теме: «Сказочные герои и волшебные предметы»

 

1. «Гуси-лебеди»

БАБА – ЯГА

2. Злая, грязная.

3. Летает, ест, садит в печку.

4. Она живёт в сказках, в избушке на курьих ножках.

5. Злой герой.

1. «Три поросенка»

Наф - Наф

2.Серьезный, трудолюбивый

3. Строит, заботится, защищает

4. Спасает своих братьев в каменном доме

5. Герой

1. Печка

2. Русская, добрая.

3. Просит, угощает, помогает.

4. Печка прячет детей.

5. Помощница.

1.Дом

2. Каменный, надежный

3. Стоит, защищает, укрывает

4. Настоящая крепость для поросят

5. Убежище.

Что дает использование данной технологии детям дошкольного возраста?

Применение данной технологии помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. 

Закрепляет знания детей об окружающем мире.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий.

Формирует грамматический строй.

Помогает наиболее полно и точно. Правильно выразить свою мысль.

Оформлять мысль в виде предложения

Подготавливает к составлению описательного рассказа.

Развивает творчество.

Поддерживает интерес к обучению.

Что дает использование данной технологии педагогу?

Является диагностическим инструментом.

Дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала. И скорректировать дальнейшее обучение.

Поддерживает интерес к обучению.

Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.