14.05.20 подготовили воспитатели группы №4 «Капельки»: Долгих Т.В. и Бобрышева Ю.А.
Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствуют развитию речи. Одним из таких методов является дидактический синквейн.
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим. В дидактическом синквейне самое главное — это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.
Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
Правила написания синквейна.
1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи — это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?
2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи — чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?
3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?)
4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.
5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.
Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:
- слова-предметы (существительные),
- слова-признаки (прилагательные),
- слова-действия (глаголы),
- слова-предметы (существительные).
Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения лексических тем.
Лексическая тема «Времена года»
1. Листья 2.Осенние, желтые 3.Падают, летят, растут. 4. Люблю собирать листья. 5. Осень |
Лексическая тема «Овощи»
1. Помидор 2.Красный, вкусный 3.Поливать, растить, ухаживать 4.Он очень красивый 5. Салат |
1. Зима
2.Белая, волшебная 3.Морозит, наступает, приходит. 4. Люблю кататься на горке 5. Холод |
1. Морковь
2.Вкусная, сладкая 3. Растет, варится, сидит 4. Люблю её кушать 5. Полезный овощ |
Лексическая тема «животные»
1. Лиса 2. Рыжая, пушистая 3.Ловит, ест, крадется 4. хитрит и ест мышей 5. Дикое животное |
Лексическая тема «Фрукты»
1. Яблоко 2. Круглое, сочное 3. Лежит на тарелке, висит на ветке. 4. Люблю яблочный компот 5. Дерево |
1. Кошка
2.Ласковая, домашняя 3.Мяукает, царапает, прыгает 4. Люблю котенка гладить 5. Домашнее животное |
1. Апельсин
2. Оранжевый, вкусный. 3. Лежит, висит, чистится 4. Апельсин можно поделить на дольки 5. Апельсиновый сок |
Синквейн по теме: «Сказочные герои и волшебные предметы»
|
|
1. «Гуси-лебеди»
БАБА – ЯГА 2. Злая, грязная. 3. Летает, ест, садит в печку. 4. Она живёт в сказках, в избушке на курьих ножках. 5. Злой герой. |
1. «Три поросенка»
Наф — Наф 2.Серьезный, трудолюбивый 3. Строит, заботится, защищает 4. Спасает своих братьев в каменном доме 5. Герой |
1. Печка
2. Русская, добрая. 3. Просит, угощает, помогает. 4. Печка прячет детей. 5. Помощница. |
1.Дом
2. Каменный, надежный 3. Стоит, защищает, укрывает 4. Настоящая крепость для поросят 5. Убежище. |
Что дает использование данной технологии детям дошкольного возраста?
Применение данной технологии помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Закрепляет знания детей об окружающем мире.
Способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий.
Формирует грамматический строй.
Помогает наиболее полно и точно. Правильно выразить свою мысль.
Оформлять мысль в виде предложения
Подготавливает к составлению описательного рассказа.
Развивает творчество.
Поддерживает интерес к обучению.
Что дает использование данной технологии педагогу?
Является диагностическим инструментом.
Дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала. И скорректировать дальнейшее обучение.
Поддерживает интерес к обучению.
Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.