Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Версия сайта для слабовидящих

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    Использованиепотенциала информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения качества образования в рамках реализации стандартов нового поколения

    04.04.2023г.       подготовили воспитатели группы № 10 «Зайчики»: Воротынцева О.Г., Хрипкова А.А. 

    Пояснительная записка

    Представленные методические рекомендации подготовлены в помощь воспитателям ДОУ.

    В этой работе освещены вопросы информатизации ДОУ с учетом возраста воспитанников, даны рекомендации по организации образовательного процесса с использованием информационных технологий, предложены рекомендации по созданию и оформлению иллюстративного графического материала средствами ИКТ. Данная разработка поможет в повышении педагогических навыков, которые могут быть использованы на практике при работе с детьми.

    Цель: обеспечить качество воспитательно-образовательного процесса на основе изучения и внедрения информационных технологий.

    Применение и актуальность информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

    Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

    Поможет воспитателю грамотно составить презентацию для работы с детьми.

    Полноценная работа невозможна без участия в ней воспитателей, узких специалистов и родителей.

    Принцип построения методической разработки:

    — Доступность.

    — Стимулирование познавательных процессов.

    — Последовательность и системность

    Ожидаемый результат:

    Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;

    Внедрение ИКТ в образовательное пространство.

    Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.

    ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

    Что такое ИКТ?

    Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

    Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

    Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

    При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.

    Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

    • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

    • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

    • формировать информационную культуру у детей;

    • активизировать познавательный интерес;

    • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

    • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

    • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);

    • ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы.

    • ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например, видео — мастер — классы, вебинары и др.

    • значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде;

    • меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к НОД.

    • с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты.

    • Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ — еще одна реальность.

    ИКТ — это прежде всего:

    • преобразование предметно-развивающей среды,

    • создание новых средств для развития детей,

    • использование новой наглядности,

    • дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании,

    • разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы,

    • в информационном обществе сетевые электронные ресурсы — это наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода,

    • поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации.

    Применение ИКТ:

    1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы.

    2. Подбор дополнительного познавательного материала.

    3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

    4. Оформление групповой документации, отчётов.

    5. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

    6. При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

    Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

    Сегодня ИКТ позволяет:

    • Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.

    • В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

    • Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.

    • Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

    • Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

    В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

    По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

    1. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

    2. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

    3. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

    4. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);

    5. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

    6. Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.

    7. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

    8. Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.

    9. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

    10. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

    11. Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.

    12. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

    Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду — это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т. к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

    Использование компьютера для ведения документации.

    Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и «продвинутым» родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребёнка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

    Из этого следует, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным. Средствами мультимедиа позволит наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности.

    ИКТ в работе современного педагога.

    В соответствии с документом «ФГОС к условиям реализации основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования», утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно- образовательном процессе.

    Педагог должен уметь:

    1. создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д)

    2. активно использовать информационные технологии в образовательном процессе

    3. познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете

    4. Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций

    Этозначит – уметьпользоватьсяпрограммой

    Microsoft Office Word, Microsoft Office, PowerPoint, Microsoft Office Excel, Publisher, Windows Media.

    С помощью этих программ готовятся конспекты ОД, портфолио воспитателей и специалистов, картотеки подвижных игр и дидактических, экспериментирования, театральных игр; программа Excel дает возможность делать табель посещаемости, строить диаграммы, графики по мониторингу освоения ООП или опросу. Презентации, проекты, отчеты по темам самообразования, отчет о проделанной работе в конце учебного года выполняется всё с помощью программы PowerPoint. Готовят фотоотчеты и размещают на официальном сайте ДОУ.

    Бесспорно, важны ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для самообразования педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно-образовательного процесса.

    Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки.

    Предлагаем педагогам иметь в социальных сетях: международный образовательный портал maam.ru, социальную сеть работников образования nsportal.ru свои блоги, в которых публиковать методические разработки, конспекты развлечений, праздников, занятий, творческие работы. Обмениваться опытом, обсуждать вопросы по педагогике и психологии. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурсов, количество зарегистрированных пользователей.

    Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

    Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программныхсредств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

    Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

    В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ в основном заключается в следующем:

    • подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

    • подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

    • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

    • создание презентаций в программе PowerPoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

    • использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

    • использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

    • использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

    • оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.

    • создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

    • использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

    • создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

    Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Такая форма работы наиболее приемлема при сопровождении молодых начинающих педагогов. Библиотека методической литературы преобразуется в медиотеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях.

    Использование современных технологий, в частности Интернет-сайта позволяет на порядок повысить эффективность общения педагогов и родителей. Оперативные сведения новостной колонки, подробная информация о жизни дошкольного учреждения, возможность общаться с помощью электронной почты и гостевой книги – все это помогает сделать отношения более доверительными, вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. При проведении родительских собраний, использование мультимедийного оборудования позволяет представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации о правильном питании, о подготовке детей к обучению в школе.

    Можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить методическую работу в ДОУ

    Использование современных технологий, в частности Интернет-сайта позволяет на порядок повысить эффективность общения педагогов и родителей. Оперативные сведения новостной колонки, подробная информация о жизни дошкольного учреждения, возможность общаться с помощью электронной почты и гостевой книги – все это помогает сделать отношения более доверительными, вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. При проведении родительских собраний, использование мультимедийного оборудования позволяет представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации о правильном питании, о подготовке детей к обучению в школе.

    Можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить методическую работу в ДОУ

    Использование ИКТ в моей деятельности

    За свою работу воспитателем я использовала ИКТ:

    1. Оформление стендов, группы

    2. Подбор материала к НОД

    3. Оформление документации, отчетов

    4. Создание презентации, видеофильмов, плакатов, буклетов, визитных карточек для детей, родителей, работников детского сада

    5. Обмен опытом работы, участие в конкурсах через интернет

    6. Участвовала в создании сайта детского сада

    7. Дистанционно повышала квалификацию

    8. Подбирала танцы и песни для утренников

    ИКТ в работе с родителями:

    Информационные технологии активно используются при организации взаимодействия с родителями воспитанников.

    Работе с родителями в детском саду уделяется большое внимание. Организуются дни открытых дверей, тематические родительские собрания, наглядная информация, размещенная на информационных стендах, досуги, утренники, конкурсы. Активно родители участвуют в проектной деятельности ДОУ.

    Сейчас ни одно родительское собрание не представляем без использования ИКТ, а именно с использованием различных слайд шоу, фото презентаций, где родители прослеживают жизнь и творчество своих детей. Такой способ проведения родительских собраний позволяет наладить доброжелательные взаимосвязи с родителями.

    На сегодняшний день в нашем ДОУ доступно использование сайта детского сада в работе с родителями. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада, группы, расписания занятий, проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, объявления, новости.

    Кроме этого, сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников и другой материал для ознакомления родителей с насыщенной и интересной садовской жизнью детей.

    Для размещения на официальном сайте ДОУ и в групповых родительских уголках фотографий воспитанников следует не забывать требование к размещению фото и видео детей — это письменное согласие родителя (законного представителя).

    Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация). В этом всем нам помогают родители. Они помогают создавать электронные проекты.

    Подбор дополнительного познавательного материала для образовательной деятельности детей (энциклопедии) в электронном виде.

    Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе MovieMarker). Особенно нравится это направление работы родителям. Родители помогают нам делать фотоотчет о праздниках.

    Каждый год среди родителей проходит анкетирование по удовлетворенности качеством образовательных услуг ДОУ.

    Мы предлагаем в каждой возрастной группе создавать группу в социальной сети, в которой родители могут обсуждать вопросы воспитания и образования детей.

    Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества общения, т. е. коммуникации по трем направлениям:

    Педагоги: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус.

    Дети: использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

    Родители: родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах и жизни детского сада.