Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Версия сайта для слабовидящих

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    Коммуникативное развитие дошкольников

    Подготовили воспитатели группы №5: Колесникова Н.М. и Брежнева Е.И.

    Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста,   ребенок проявляет большой интерес к языковой деятельности, «экспериментирует»  со словом, создает новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений. Только такое развитие ведет к подлинному овладению всеми богатствами родного языка.  Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня.   Поэтому необходимо специальное обучение, главной задачей которого является следующее: вызвать у детей интерес к языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

    В работе с детьми дошкольниками достаточно четко разграничены  три основных направления разработки психолога-педагогических проблем развития речи дошкольников в детском саду, совершенствования содержания и методов обучения языку: структурное ( формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического), функциональное ( формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения ); когнитивное, познавательное  ( формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).

    В словарной работе главное внимание уделяется смысловой стороне слова. Работа над словарем ребенка оказывает подлинно развивающее воздействие, если не ограничивается его количественной стороной, а предусматривает углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов. В вопросах грамматического строя речи мы пытаемся избежать узкого подхода, который состоит в том, что основной задачей выступает преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи ребенка, и рассматривали как первоочередную необходимость формирования грамматических обобщений.

    При изучении проблемы развития связной речи как важнейший показатель связности высказываний рассматривается умение ребенка структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи. Путь к формированию этого умения идет от диалога со взрослым и ребенком, в котором взрослый берет на себя руководящую роль, направляя ход мысли ребенка и подсказывая способы выражения, к развернутой монологической речи самого ребенка.

    В процессе перехода от диалога к монологу есть своя четкая логика: взрослый учит ребенка вначале строить простые высказывания, затем соединять их между собой. При этом речь ребенка     приобретает произвольный характер, в нее включается элемент планирования. Это дает возможность перейти к обучению планирования и составлению пересказа и самостоятельного рассказа.

    Если в первом и во втором направлений обобщение      и осознание языковых явлений выступало как одно из условий успешного   усвоения элементов лексики, грамматики, связного высказывания, то третье направление было направлено на то,что бы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления – понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребенка к порогу освоения   грамоты и, главное, закладывает основы  нового отношения к языку, сознательного оперирования им.

    В целом работая по этим трем направлениям с детьми, эта работа приводит к крупным сдвигам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У детей формируется высокая культура речи, повышаются точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, рассказов, загадок, стихов). Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом   развития   высших   речевых форм его мышления.

    Основные аспекты сочетаемости разнообразных задач развития речи.

    Словарная работа, которая направлена не только на количественное обогащение словаря, но и на углубление   понимания смысла слов, помогает тому, что дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимого содержания и умением применять усвоенные слова в связном высказывании. Лексические (словарные) упражнения проводятся на знакомых детям словах и выполняют при этом двоякую функцию: обогащение словаря и подготовки ребенка к выполнению заданий на построение связного высказывания.

    Формирование грамматического строя речи также находится в тесной связи с развитием связной речи и особенно с лексической работой. При анализе литературного произведения, во время рассматривания картин, придумывания самостоятельных рассказов дети учатся распознавать смысловые оттенки слова, и одновременно задания, которые им предлагаются, направлены на обучение согласованию существительных и прилагательных   в роде, числе и падеже. Такие упражнения   способствуют тому, что ребенок начинает осознавать грамматические формы и правильно использовать их при составлении рассказа.

    В заключении хочется подчеркнуть, что совместная работа со всеми образовательными областями даст свой положительный результат   речевого развития дошкольников