05.04.2023г. подготовили воспитатели группы №8 : Боровская С.В., Шлыкова Л.Ж.
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
— закреплять умение считать в пределах 5 в прямом и обратном порядке.
— закрепить знания детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
— закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
— развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
— совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь. — формировать умение составлять простейшую геометрическую фигуру из палочек на плоскости стола.
Развивающие:
— развивать зрительную память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, активизировать речь.
Воспитательные:
— воспитывать интерес к математике, желание помогать друг другу.
Виды деятельности:
— игровая
— познавательная
— музыкальная
— двигательная
Методы:
Словесный — (ответы на вопросы)
Наглядный — (использование цифр, картинок с заданиями)
Игровой — (загадки, игра, использование сюрпризных моментов)
Демонстрационный материал: конверт с письмом, схема построения ракеты из счётных палочек, звезды с цифрами от 1 до 5, картинки с изображением частей суток, обручи (красный, синий, желтый, зеленый), ключи.
Раздаточный материал: счётные палочки, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), квадратные листы бумаги на каждого ребёнка, билетики (красный, синий, желтый, зеленый).
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме математических представлений (стихи, загадки). Изучение, игры с геометрическими фигурами, обучение умению соотносить количество предметов с цифрами.
Ход занятия. 1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие — к нам пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поздороваемся!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Давайте, ребята, учиться считать!
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа,
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Беритесь, ребята, скорей за работу,
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.
Ребята, придя сегодня в детский сад, я нашла на подоконнике необычный конверт. Хотите узнать, что там?
Дети: Да.
Воспитатель: здесь письмо: «Дорогие ребята, у нас случилась беда, наш космический корабль сломался. Для того чтобы его починить, нужно найти 5 ключей, с помощью которых мы сможем завести все механизмы и двигатель, помогите нам пожалуйста! Ваши Космические жители.
Воспитатель: Ребята, поможем нашим космическим жителям найти 5 ключей?
Ну тогда — первое задание. На чём мы с вами отправимся в космос?
Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост, и поднимется до звезд. (Ракета)
Дети: на ракете.
Воспитатель: давайте сядем за столы и построим космические ракеты. У вас на столах лежат счётные палочки, из них и будем строить ракеты. (Работа за столами со счётными палочками.) Слайд 1 — Ракета
Воспитатель: Молодцы ребята, у вас получились разные и интересные ракеты. Получаем первый ключ! Можно отправляться в путь. Но для этого нужно нам сделать пульт управления, которым мы будем управлять. На пульте у нас будет расположено 5 кнопок, которые мы сделаем из геометрических фигур. У вас на столах лежит лист бумаги, положите его перед собой на столе, возьмите геометрические фигуры и слушайте внимательно:
в правом верхнем углу положите треугольник;
в левом нижнем углу положите: квадрат;
в правом нижнем углу положите: овал;
в левом верхнем углу положите: прямоугольник;
в середине пульта красный круг.
– Посчитайте, сколько всего получилось кнопок?
Дети: получилось пять кнопок.
Воспитатель: посмотрите на доску и проверьте себя, проверьте у соседа, правильно ли он сделал. (Дети проверяют задание друг у друга.) Молодцы, со вторым заданием тоже справились! Вот и второй ключ! Ну что, у нас есть ракета, есть пульт управления, можно отправляться в космическое путешествие.
Закройте глаза, начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 ПУСК! ПОЛЕТЕЛИ!
Слайд 2 (космос, звучит музыка)
Воспитатель: сели поудобнее, заняли свои места. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 1 до 5. Мы полетели. А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, мы сделаем физкульминутку.
Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)
В космос мы летим опять (соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)
Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (ходьба на месте)
Воспитатель: Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели.
Слайд 3 (звезды)
Воспитатель: А вот и третье задание. Сегодня ночью был звездопад. И все звезды перепутались. Нам надо собрать их по порядку (дети выполняют задание).
— Какая цифра стоит перед цифрой 3?
— Какая цифра стоит после цифры 1?
— Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5?
Воспитатель: Молодцы, вот и третий ключ мы нашли. Но нам нужно еще два. Для того чтобы найти четвертый ключ надо отгадать загадки.
1 загадка: Мамы деток разбудили.
Дети личики умыли.
Застелив свою кровать,
Будут в детский сад шагать.
Все ответят дружно,
Наступило? (утро)
2 загадка: Солнышко уже давно,
Смотрит ласково в окно.
Поиграли, почитали
и немножечко устали.
На прогулку мы идем.
Происходит это? …. (днем)
3 загадка: Наигралась детвора.
Расставаться нам пора.
Вот уже и мы с тобой
возвращаемся домой.
Огни мелькают словно свечи,
Все ответят это? (вечер)
4 загадка: На дворе уже темно,
Спать легли уж все давно.
Мама, папа, сын и дочь,
Наступила, значит? …. (ночь)
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру.
Дидактическая игра: «Когда это бывает?» (на доске в произвольном порядке расположены картинки, на которых дети в разное время суток. Предложить детям разложить картинки по порядку. Когда это бывает? Что изображено на картинках? Что делают дети? Уточнить последовательность. (утро, день, вечер, ночь).
Воспитатель: Молодцы! А вот и четвертый ключ у нас!
Слайд 4 (планеты)
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько здесь планет, какие они все разные. А как называется планета, на которой мы с вами живем? Какой она формы? (ответы детей). Хотите побывать на планетах?
Дети: Да.
Подвижная игра «Найди планету»
Воспитатель: Перед вами планеты — обручи (красная, синяя, желтая, зеленая). Чтобы попасть на планеты, вам нужны билеты (красные, синие, желтые, зеленые). Вам надо найти свою планету соответствующего цвета.
Дети: Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим. (Дети разбегаются врассыпную.)
После слов «Но в игре один секрет, опоздавшим места нет», дети должны собраться возле планет — обручей своего цвета, взяться за руки.
Воспитатель: Молодцы, а вот и последний ключ. Сколько их всего?
Дети: Пять.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, наши ключи похожи друг на друга? А чем они отличаются? (ответы детей). Правильно, они отличаются цветом, формой, размером.
Воспитатель: Что ж, со всеми заданиями мы справились, пять ключей мы нашли. Я, обязательно отправлю их нашим космическим жителям. А нам пора возвращаться на Землю. Внимание! Внимание! Начинается спуск ракеты на Землю.
Закройте глаза, начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1 ПУСК! ПОЛЕТЕЛИ!
Слайд 5 (космос, музыка)
Воспитатель: Мы снова на земле. Ракета совершила мягкую посадку, благодаря дружной работе нашего экипажа. Поздравляю всех с благополучным прибытием.
- Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, где мы сегодня были? (в космосе)
А вам понравилось космическое путешествие? (да)
Что мы с вами делали? (ответы детей)
Что вам понравилось? (ответы детей)
А что вам показалось трудным? (ответы детей)
Воспитатель: Наши космические жители передали вам зв