Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Версия сайта для слабовидящих

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Зарядка с Капитаном Крабом. Знакомство со звуком и буквой К»

    19.12.2023г. Подготовили: Боровская С.В., Шлыкова Л.Ж.

    Цель: знакомство детей со звуком и буквой К.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Познакомить с новым звуком;
    • Учить дифференцировать заданный звук на слух;
    • Познакомить с буквой К.

    Развивающие:

    • Развивать фонематический слух и фонематическое представление;
    • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
    • Развивать память, внимание, мышление.

    Воспитательные:

    • Воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним;
    • Воспитывать чувство доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

    Материалы и оборудование: ракушка, колонка для воспроизведения аудиозаписи, ноутбук, сундучок, картинки для «Цепочки ассоциаций» 10 штук, листочки с шифром на каждого ребёнка, цветные карандаши, картинка с буквой К, слоговая таблица, жёлтая ткань, картинки лодок, капитанов К и принцесс-гласных, карточки с картинками животных, тазик с водой, бумажные цветы, медали.

    Ход мероприятия:

    Ребята, я сегодня поливала цветы в нашем уголке, и увидела там ракушку, которую мне Андрей подарил. Вы помните, откуда он её привёз? Какое тогда было время года? Да, было тёплое лето. И мне так захотелось очутиться на море, послушать шум прибоя, погреться на солнышке. Ведь сейчас у нас что? Правильно, поздняя осень, уже почти зима. А вы скучаете по лету? Почему? Ребята, говорят, что если приложить ракушку к уху, можно услышать, как шумит море. А вы знаете, как шумит море? Сейчас мы это проверим. Я буду включать вам звуки зимы и лета, а вам нужно будет угадать, что это звучит. Готовы? (Упражнение на развитие фонематического восприятия)

    Сейчас я проверю, шумит ли прибой в моей ракушке. Подношу ракушку к уху, звучит голос «Привет, мальки! Это я, капитан Краб. Я узнал, что вы скучаете по лету, и решил пригласить вас на съёмки моей новой зарядки, которая будет проходить на острове. Запишем вас на видео, и вы сможете показать это видео всем ребятам в вашем детском саду. Только дорога на мой остров непростая. Поэтому отправляю вам свой морской дорожный сундук. Он лежит в вашей группе, посередине, между левым и правым, на…. Поищите, и найдёте. В нём то, что вам может пригодиться. С вами отправится мой верный друг капитан. Вы, наверное, уже догадались, как его зовут. Удачи, друзья! До встречи на острове!»

    Ничего себе, ребята! Вот это чудо-ракушка! Что же нам делать? Вы хотите принять участие в съёмке зарядки вместе с Капитаном Крабом? На чём же мы отправимся на остров, как вы думаете? Может быть, на поезде, или на машине? Я вспомнила, ведь у нас есть волшебные лодки. Можно их использовать, как вы думаете? А где же сундук? Вы запомнили, что сказал Капитан Краб? Посередине, между левым и правым, на….. (Сундук лежит на подоконнике, посередине между левым и правым окнами). Так вот что это, оказывается, за сундук. Попробуем открыть. Ииии…… Никак не открывается. Хочет, чтобы выполнили задание. Вы готовы?

    1-е задание — «Цепочка ассоциаций» (Запомнить 10 карточек. Развиваем образную память и эйдетическое восприятие)

    Здорово! Молодцы. Открываем сундук. Достаём сверху записку и белые листочки с зашифрованной буквой К. В записке написано «Чтобы попасть на корабль, расшифруйте и узнайте пароль от входа». Какой предусмотрительный этот капитан! Никто посторонний не сможет попасть на корабль. Только те, кто знает пароль. Как же зовут этого капитана? (Если дети не догадались, подсказать: «Как вы думаете, какая буква самая любимая у Капитана Краба? Послушайте внимательно, услышите ли вы знакомые слова? Кат, Кит, Кет, Кот, Кут, Коала. Названия каких животных вы услышали? Что в них общего? Начинаются на звук К) Может быть, кот и коала тоже будут сниматься в видеозарядке.) Правильно, с нами в плавание отправится Капитан К. Давайте проверим, правильно мы отгадали? Нужно расшифровать пароль.

    2-е задание — Дети проходят за столы и раскрашивают листочки с паролем. На них проявляется буква К. (Буква К написана свечкой, нужно раскрасить. Знакомство с образом буквы. Дети возвращаются на ковёр)

    Ребята, вы догадались, какой пароль нужно сказать, чтобы попасть на корабль? В путь могут отправиться только те, кто знаком со звуком и буквой К. Если мы хотим попасть на остров, придётся с ней познакомиться. На что похожа буква К? (Демонстрация картинки К). 

    «К» одною лапкой машет, а другою лапкой пляшет.

    И при этом буква «К» — будто усики жука.

    Нужно произнести звук К и назвать слова, начинающиеся с этого звука.

    3-е задание — Рисуем пальчиком в воздухе букву К. Прописать букву К в планшетах. Перед работой сделать нейроупражнение «Хлопок, кулак, ладошка».

    4-е задание – ребята, как вы думаете, в каком море плавает Капитан К, в глухом или звонком? (Произнести и сравнить звуки М, Н, Л и К. Демонстрация слоговой таблицы на мольберте. Дети сидят на ковре). Конечно, в жёлтом, глухом. Потому что это глухой звук, он не может громко отдавать приказы своей команде. Знакомимся с командой Капитана К.  (Работа с глухой стороной слоговой таблицы, пропеваем слоги КА, КО, КУ, КЫ, КЭ с гласными первого ряда).

    5-е задание — пора спускать лодки на воду. Где же нам взять лодки? Посмотрим в сундуке. Точно, вот наши лодки. И принцессы тут как тут. (На ковре раскладываем жёлтую ткань, т.к. море глухое, дети садятся вокруг, раскладывают лодки с капитаном К, берут по одной принцессе, читаем слоги с помощью стихотворения «Села в лодку буква А, получилась лодка КА» и т.д.) Придумать слово на каждый слог.

    6-е задание — вот мы и на острове. Нас приветствует Капитан Краб. (Картинка Капитана Краба и острова с разными животными). Но тут много разных животных. Вы запомнили, с кем будет проходить съёмка? Я не помню, вот беда. Может, в сундуке есть подсказка? Точно. Смотрите, снова записка: «Найдите на картинке животных, название которых начинается на К». (Работа за столами с карточками, соединяем картинку с буквой К (КОТ, КИТ, КОАЛА). Здорово, молодцы! Пора за работу. Включаю видеозапись! Приступаем к зарядке! (Включить видеозапись)

    Физминутка «Морядка» с Капитаном Крабом. (снимать детей на видео)

    Отлично получилось! Вы здорово постарались! Пора отправляться домой! Ребята, вот беда! Пока мы делали зарядку, пропали все принцессы. А без них капитаны не смогут вернуться домой! Что же делать? Ребята, вы ничего не заметили, когда делали зарядку? Мне показалось, что не все животные, которых мы выбрали, попали в кадр. Кого-то там не хватало. Точно, это был кит. Он сильно обиделся, что его не взяли на съёмку, и спрятал всех принцесс. Нужно срочно заглянуть в сундук, поискать подсказку.

    Странно, остались только цветы, красивые кувшинки. И снова записка: «Не волнуйтесь, всё идёт по плану, всё на воду!» Как думаете, ребята, что нам нужно сделать? Попробуем опустить эти цветы на воду, может, что-нибудь получится? (Опускаем цветы в тазик с водой, они раскрываются, внутри нарисованы буквы А, О, У, Ы, Э. Дети их называют, дуют на воду (дыхательная гимнастика)).

    Ура! Получилось! Все принцессы спасены! Капитан К снова у руля! Отправляемся домой! Вот мы и дома.  

    Рефлексия. Где мы сегодня побывали? Что больше всего запомнилось? Что вызвало трудности? Что понравилось?

    Включаем аудиозапись с благодарностью от Капитана Краба. «Ну что, мальки! Вы большие молодцы! Не подвели такого крутого спортсмена, как я! Надеюсь на новую встречу! А сегодня вы все заслужили медали от Капитана Краба!»

    В качестве награды достать из сундука медали и вручить детям.