Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Версия сайта для слабовидящих

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в царство Фольклора»

    06.11.2023г. подготовили: Крестьянинова Н.А., Логвиненко О.И.

    Цель: закрепить знания детей о жанровых особенностях малых фольклорных (национальных) форм (загадки, скороговорки, пословицы и сказки).

    Задачи:

    — развивать связную речь при составлении загадок — описаний;

    — совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;

    — развивать мыслительную активность;

    — продолжать обогащать словарный запас детей.

    Оборудование: листочки, рисунок солнца, мольберт, мяч, 4 конверта, пазлы с русскими народными сказками — «Маша и медведь» и «Лиса и медведь».

    Предварительная работа: беседа о фольклоре, жанрах фольклора; пословицы и поговорки о дружбе; чтение скороговорок.

    Ход ООД:

    Организационный момент:

    — Дорогие ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и ласково назовите друг друга по имени. Мне нравятся ваши лица, и я вижу, что у вас хорошее настроение.

    — Сегодня утром к нам в группу залетел кленовый листочек.

    — Посмотрите, на нем что-то написано. Вы хотите узнать, что там за сообщение? (Ответы детей)

    «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам дедушка Фольклор. Мне нужна ваша помощь. Злой колдун заколдовал солнце в моем царстве и все вокруг

    уснуло. Помогите мне освободить солнце и разбудить мое царство. Впереди

    вас ждет много испытаний. Я надеюсь, что вы справитесь с ними. Желаю вам удачи!»

    — Вот такое необычное послание. Очень интересное имя у дедушки -Фольклор. Ребята, а вы знаете, что такое фольклор? (ответы детей)

    — Правильно, ребята. Фольклор — это сказки, загадки, потешки, пословицы, поговорки, колыбельные, хороводные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, игры. Сочинил их народ.

    Как на Руси уж давно повелось,

    Чтобы весело всем и счастливо жилось,

    Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

    Сам народ для себя песни — шутки слагал.

    Наши дедушки, бабушки нам говорили

    Как плясали они, хороводы водили.

    Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

    Своих деток учили петь ещё с колыбели.

    — Итак, сегодня мы отправимся к дедушке Фольклору.  Нам необходимо

    освободить его царство от волшебных чар злого колдуна. Пусть выглянет

    солнышко и разбудит все вокруг. Но разбудить царство и справиться со всеми испытаниями смогут лишь дружные ребята. Вы такие? (ответы детей)

    — Давайте это проверим. Назовите мне пословицы о дружбе («Человек без друзей, что дерево без корней», «Старый друг лучше новых двух», «Крепкую дружбу и топором не разрубишь», «Нет друга — ищи, а найдешь — береги» и другие).

    — Ребята, объясните мне значение пословицы «Человек без друзей, что дерево без корней» (ответы детей).

    — Теперь я вижу, что вы дружные ребята и сможете победить волшебные чары злого колдуна.

    — Ребята, на чем мы отправимся в путешествие? (ответы детей)

    — Мы с вами отправляемся в волшебное царство, поэтому я предлагаю полететь на ковре-самолете. В путь! (дети садятся на ковер, закрывают глаза; воспитатель располагает мольберт с солнцем на ковре).

    — Вот мы и прилетели в царство дедушки Фольклора. Наша первая остановка «Загадки». Посмотрите, ветер разбросал по поляне (ковру) листочки. На каждом из них загадка. Давайте разгадаем их.

    1. Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)
    2. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним — прочь бегут (дождь)
    3. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ежик)
    4. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет (карандаш)
    5. Летом бежит, а зимой стоит (река)
    6. Если б не было его, не сказал бы ничего (язык)
    7. Кланяется, кланяется, придет домой — растянется (топор)
    8. Сидит девица в темнице — коса на улице (морковь)
    9. Летом греет, зимой холодит (солнце)

    — Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Но чтобы солнышко поскорее выглянуло — давайте сами сочиним загадку про солнце (дети выполняют задание).

    — Посмотрите, ребята, потихоньку начинает подниматься солнышко. Царство просыпается. Можно идти дальше.

    — Следующая остановка «Скороговорки». Разомнем наши язычки! Всех

    скороговорок не переговоришь, а мы попробуем. Ребята, проговорите скороговорки, которые вы знаете? (ответы детей)

    — «Дом у дуба, дуб у дома»

    — «Сорок сорок в короткий срок съели сырок»

    — «Зоя — знайка, Зина — незнайка».

    — «Саша любит сушки, а Соня — ватрушки»

    — «У елки иголки колки, иголки колки у ёлки»

    — Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. Ребята, а я знаю скороговорку про солнце — «Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко на подсолнушки». Давайте повторим все вместе и запомним ее.

    — Солнышко освобождается от злых чар, а мы идём дальше. Следующая остановка — «Пословицы и поговорки». Поиграем в игру «Я начну, а ты закончи». Я буду кидать вам мяч, и говорить начало пословицы, а вы мне в ответ — концовку. Будьте внимательны.

    1. Старый друг (лучше новых двух)
    2. Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда)
    3. Хорошо в гостях (а дома лучше)
    4. Добрый конец (всему делу венец)
    5. Семь раз отмерь — (один раз отрежь)
    6. Осень перемен (восемь)
    7. Хлеб всему (голова)
    8. Труд человека кормит, (а лень портит)
    9. Ученье — свет, а не ученье — (тьма).
    10. Осень торопит, (зима не ждет).

    — Молодцы, ребята. Как хорошо вы знаете пословицы и поговорки. Солнышко поднимается всё выше.

    — А теперь давайте немного отдохнем и поможем солнышку с помощью физкультминутки.

    Физкультминутка «Солнышко»

    Вот как солнышко встает,

    Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться)

    К ночи солнышко зайдет

    Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки, руки опустить на пол)

    Хорошо, хорошо,

    Хорошо, хорошо,

    Солнышко смеется. (Хлопаем в ладоши)

    А под солнышком нам

    Весело живется. (Гладим по щекам, улыбаемся)

    — Молодцы, ребята. Следующая остановка — «Сказки». Посмотрите, на столах лежат конверты. Давайте раскроем их и посмотрим, что там.

    — Перед вами пазлы со сказками («Маша и медведь», «Лиса и медведь»). Я предлагаю вам разделиться на команды и собрать пазлы. А затем рассказать сказку, которая пряталась в вашем конверте (дети выполняют задание).

    — Ребята, вы отлично справились с заданием! Наша следующая остановка — народные игры. В старину любили играть в игру «Золотые ворота». Давайте и мы поиграем. Давайте вспомним правила игры (ответы детей)

    — Ребята, посмотрите, солнце поднялось высоко. Мы справились со всеми заданиями и разбудили царство.

    Рефлексия

    — Мы совершили увлекательное путешествие в царство дедушки Фольклора. Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Усаживаемся на ковер — самолет и полетели. А пока мы летим, я хочу вас спросить — что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (ответы детей)

    — Как мы помогли разбудить царство и освободить солнышко от волшебных чар злого колдуна? (ответы детей)

    — А с чем вам было справиться сложнее? (ответы детей)

    — Вот мы и прилетели обратно в наш детский сад. Посмотрите, к нам

    прилетел еще один листочек. Давайте посмотрим, что там. Это послание от

    дедушки Фольклора: «Дорогие ребята. Вы прошли нелегкий путь, но смогли

    справиться со всеми испытаниями. Спасибо вам за помощь».

    — Преодолевая все препятствия, мы вспомнили, что такое фольклор, а также жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, игры, считалки, сказки. Мы смогли освободить солнышко. И я желаю, чтобы вам всегда светило яркое солнышко.