06.11.2023г. подготовили: Крестьянинова Н.А., Логвиненко О.И.
Цель: закрепить знания детей о жанровых особенностях малых фольклорных (национальных) форм (загадки, скороговорки, пословицы и сказки).
Задачи:
— развивать связную речь при составлении загадок — описаний;
— совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;
— развивать мыслительную активность;
— продолжать обогащать словарный запас детей.
Оборудование: листочки, рисунок солнца, мольберт, мяч, 4 конверта, пазлы с русскими народными сказками — «Маша и медведь» и «Лиса и медведь».
Предварительная работа: беседа о фольклоре, жанрах фольклора; пословицы и поговорки о дружбе; чтение скороговорок.
Ход ООД:
Организационный момент:
— Дорогие ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и ласково назовите друг друга по имени. Мне нравятся ваши лица, и я вижу, что у вас хорошее настроение.
— Сегодня утром к нам в группу залетел кленовый листочек.
— Посмотрите, на нем что-то написано. Вы хотите узнать, что там за сообщение? (Ответы детей)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам дедушка Фольклор. Мне нужна ваша помощь. Злой колдун заколдовал солнце в моем царстве и все вокруг
уснуло. Помогите мне освободить солнце и разбудить мое царство. Впереди
вас ждет много испытаний. Я надеюсь, что вы справитесь с ними. Желаю вам удачи!»
— Вот такое необычное послание. Очень интересное имя у дедушки -Фольклор. Ребята, а вы знаете, что такое фольклор? (ответы детей)
— Правильно, ребята. Фольклор — это сказки, загадки, потешки, пословицы, поговорки, колыбельные, хороводные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, игры. Сочинил их народ.
Как на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни — шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
— Итак, сегодня мы отправимся к дедушке Фольклору. Нам необходимо
освободить его царство от волшебных чар злого колдуна. Пусть выглянет
солнышко и разбудит все вокруг. Но разбудить царство и справиться со всеми испытаниями смогут лишь дружные ребята. Вы такие? (ответы детей)
— Давайте это проверим. Назовите мне пословицы о дружбе («Человек без друзей, что дерево без корней», «Старый друг лучше новых двух», «Крепкую дружбу и топором не разрубишь», «Нет друга — ищи, а найдешь — береги» и другие).
— Ребята, объясните мне значение пословицы «Человек без друзей, что дерево без корней» (ответы детей).
— Теперь я вижу, что вы дружные ребята и сможете победить волшебные чары злого колдуна.
— Ребята, на чем мы отправимся в путешествие? (ответы детей)
— Мы с вами отправляемся в волшебное царство, поэтому я предлагаю полететь на ковре-самолете. В путь! (дети садятся на ковер, закрывают глаза; воспитатель располагает мольберт с солнцем на ковре).
— Вот мы и прилетели в царство дедушки Фольклора. Наша первая остановка «Загадки». Посмотрите, ветер разбросал по поляне (ковру) листочки. На каждом из них загадка. Давайте разгадаем их.
- Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)
- Люди ждут меня, зовут, а приду к ним — прочь бегут (дождь)
- Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ежик)
- Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет (карандаш)
- Летом бежит, а зимой стоит (река)
- Если б не было его, не сказал бы ничего (язык)
- Кланяется, кланяется, придет домой — растянется (топор)
- Сидит девица в темнице — коса на улице (морковь)
- Летом греет, зимой холодит (солнце)
— Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Но чтобы солнышко поскорее выглянуло — давайте сами сочиним загадку про солнце (дети выполняют задание).
— Посмотрите, ребята, потихоньку начинает подниматься солнышко. Царство просыпается. Можно идти дальше.
— Следующая остановка «Скороговорки». Разомнем наши язычки! Всех
скороговорок не переговоришь, а мы попробуем. Ребята, проговорите скороговорки, которые вы знаете? (ответы детей)
— «Дом у дуба, дуб у дома»
— «Сорок сорок в короткий срок съели сырок»
— «Зоя — знайка, Зина — незнайка».
— «Саша любит сушки, а Соня — ватрушки»
— «У елки иголки колки, иголки колки у ёлки»
— Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. Ребята, а я знаю скороговорку про солнце — «Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко на подсолнушки». Давайте повторим все вместе и запомним ее.
— Солнышко освобождается от злых чар, а мы идём дальше. Следующая остановка — «Пословицы и поговорки». Поиграем в игру «Я начну, а ты закончи». Я буду кидать вам мяч, и говорить начало пословицы, а вы мне в ответ — концовку. Будьте внимательны.
- Старый друг (лучше новых двух)
- Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда)
- Хорошо в гостях (а дома лучше)
- Добрый конец (всему делу венец)
- Семь раз отмерь — (один раз отрежь)
- Осень перемен (восемь)
- Хлеб всему (голова)
- Труд человека кормит, (а лень портит)
- Ученье — свет, а не ученье — (тьма).
- Осень торопит, (зима не ждет).
— Молодцы, ребята. Как хорошо вы знаете пословицы и поговорки. Солнышко поднимается всё выше.
— А теперь давайте немного отдохнем и поможем солнышку с помощью физкультминутки.
Физкультминутка «Солнышко»
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки, руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется. (Хлопаем в ладоши)
А под солнышком нам
Весело живется. (Гладим по щекам, улыбаемся)
— Молодцы, ребята. Следующая остановка — «Сказки». Посмотрите, на столах лежат конверты. Давайте раскроем их и посмотрим, что там.
— Перед вами пазлы со сказками («Маша и медведь», «Лиса и медведь»). Я предлагаю вам разделиться на команды и собрать пазлы. А затем рассказать сказку, которая пряталась в вашем конверте (дети выполняют задание).
— Ребята, вы отлично справились с заданием! Наша следующая остановка — народные игры. В старину любили играть в игру «Золотые ворота». Давайте и мы поиграем. Давайте вспомним правила игры (ответы детей)
— Ребята, посмотрите, солнце поднялось высоко. Мы справились со всеми заданиями и разбудили царство.
Рефлексия
— Мы совершили увлекательное путешествие в царство дедушки Фольклора. Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Усаживаемся на ковер — самолет и полетели. А пока мы летим, я хочу вас спросить — что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (ответы детей)
— Как мы помогли разбудить царство и освободить солнышко от волшебных чар злого колдуна? (ответы детей)
— А с чем вам было справиться сложнее? (ответы детей)
— Вот мы и прилетели обратно в наш детский сад. Посмотрите, к нам
прилетел еще один листочек. Давайте посмотрим, что там. Это послание от
дедушки Фольклора: «Дорогие ребята. Вы прошли нелегкий путь, но смогли
справиться со всеми испытаниями. Спасибо вам за помощь».
— Преодолевая все препятствия, мы вспомнили, что такое фольклор, а также жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, игры, считалки, сказки. Мы смогли освободить солнышко. И я желаю, чтобы вам всегда светило яркое солнышко.