11.03.2020 подготовили воспитатели подготовительной группы № 5 «Колокольчики»: Жилякова А.В., Бондарь С.С.
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обучающие задачи: упражнять в наблюдательности за окружающей средой; закрепить представления детей о воздухе, его свойствах; способствовать умению строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха; продолжать закреплять навыки проведения опытов. Развивающие задачи: развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи: воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам; воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); фартуки (по количеству детей); миски с водой 2 шт.; игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь; кисточки; фонарики; стаканчики и трубочки, аудиозапись ритмичной музыки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Педагог: здравствуйте, уважаемые взрослые и дети. Мы сегодня с вами будем вести речь о сохранении и укреплении здоровья всей вашей семьи. Давайте послушаем, как ответили на вопрос «Что такое здоровье» ваши дети.
Звучит запись детей Здоровье – это богатство Здоровье – это сила и ум Здоровье – это радость Здоровье – это когда ты веселый Здоровье – это то, что нужно беречь
Педагог: что же надо делать, чтобы быть здоровым? Правильно. Надо каждое утро делать зарядку. Мы зарядку делаем – Будем сильными, Будем смелыми. Чтобы всем нам не болеть И не простужаться Мы гимнастикой Всей семьей будем заниматься. а как трудно порой встать с утра, особенно зимой. Как хочется понежиться в постели, какой волей, дисциплинированностью надо обладать, чтобы приступить к утренней гимнастике! Мы предлагаем Вам выполнить вместе с детьми танцевальноигровую гимнастику. Родители вместе с детьми выполняют гимнастику под музыкальное сопровождение «Мишка Гумми Бер» и «Колесики и красивый руль»
Педагог: вот с такой веселой зарядкой вы почувствуете прилив сил, бодрости, хорошего настроения. Чтобы быть здоровыми надо обязательно: Соблюдать гигиену Соблюдать режим дня Правильно питаться Закаляться Чтоб здоровыми нам стать, Нужно правильно дышать! : а как правильно дышать и узнать много интересного о воздухе, я предлагаю Вам отправиться в научную лабораторию. Покружись, повернись и в ученых превратись!
Педагог: сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку: Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он невидимый, но все же, Без него мы жить не сможем. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Ответ: Воздух!
Педагог: скажите, вы видите воздух вокруг нас? Ответ: нет, не видим.
Педагог: раз мы его не видим, значит, какой воздух? Ответ: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Педагог: а чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (участники проходят к столам, надевают фартуки).Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Ответ: Да. Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком)
Педагог: возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Ответ: Он пуст.
Педагог: его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? Ответ: если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? (ответы участников). На столах у нас фонарики. Волшебники, давайте посветим на пакет. Что вы увидели? Ответ: свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь.
Педагог: свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Педагог: а интересно, внутри людей есть воздух? Как вы думаете? Давайте проверим. Опыт 2. «Воздух в человеке»
Педагог: перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Ответ: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Педагог: молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух? (ответы участников).
Дидактическая игра: «Тонет — не тонет» (Звучит детская песенка «По морям, по волнам», дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).
Педагог: молодцы! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Физкультминутка: Коль с водой имеем дело, (показ — переливаем воду из одного кулачка в другой) Рукава засучим смело. (засучиваем рукава) Пролил воду — не беда (руки на пояс, покачать головой) Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу) Фартук — друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен) И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны) Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).
Педагог: пожалуйста, рассаживайтесь за столы. Опыт 3. «Раздуй каплю» (рисование воздухом) Воспитатель: на лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится? Ответ: здорово! Педагог: ещё мы можем использовать для завершения наших композиций листочки деревьев, которые мы собрали с вами на прогулке!
Педагог вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (участники подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на семинаре): — что воздух постоянно нас окружает; — что способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; — что воздух легче воды; — что воздух есть внутри предметов; — что воздух есть внутри людей.
Рефлексия «Слово дня»педагог предлагаем одним словом выразить свое отношение к проведенной консультации-практикуму.