Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Версия сайта для слабовидящих

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    Креативная педагогика или развитие одаренного ребенка

    27.12.21 подготовил педагог-психолог Малахова Н.А.

    К теме детского творчества, развития креативных способностей педагогика обращалась во все времена.   Известно, что детский возраст многие определяют как самый податливый для педагогических воздействий период: у ребенка еще не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг них происходит, зато степень принятия, «впитывания» (возможно, в большей степени неосознанного) чрезвычайно высока.  Прежде всего у детей творчество оказывается вплетенным в игровую  деятельность. Их объединяет процесс развлечения, получения удовольствия: для ребенка важнее сам процесс игры, рисования, придумывания, а не результат, получаемый в конце. 

          Кроме того креативная педагогика способствует формированию и развитию личности ребенка, поскольку творчество как никакая другая деятельность влияет на развитие эмоциональной сферы.

    Какие аспекты педагогики стоит учитывать при организации творческих занятий?

       1.Создание нужной атмосферы. На творческих занятиях недопустим педагогический нажим, повышенный голос педагога, использование явных и скрытых угроз («а если вы испачкаете пластилином столы или стулья, то я…!»). Еще С.Л. Рубинштейн  подчеркивал, что «легче бывает делать свое дело в доброжелательном… окружении. Недоброжелательность… сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они  сразу находят себя,  овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны». 

    1. «Эмоциональные поглаживания». Обращение к ученику только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона на протяжении всего занятия, обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку и максимальное положительной подкрепление действий учащихся (похвала, одобрение).
    2. Часто в группе оказываются дети, которые внешне несколько пассивно реагируют на происходящее, просто принятие идеи или задания этими детьми происходит по-другому. При работе с этой группой педагогу следует:

    -быть готовым к тому,  что эти дети достаточно медленно переключаются с одного вида деятельности на другой, и, если с ними сначала побеседовали, а затем предложили что-то нарисовать (как это обычно и делается на занятиях), им потребуется определенное время для того, чтобы перестроиться на выполнение нового задания;

    -не ждать от них быстрого включения в работу, выдерживать не менее пятисекундной паузы после вопроса, уметь переформулировать задание, даже сократить его при необходимости;

    -показывать и доказывать свою заинтересованность, готовность помочь;

    -достичь c ребенком хотя бы небольшого позитивного результата, который в дальнейшем послужит основой для индивидуальной или совместной творческой деятельности.

    1. Создание креативной атмосферы занятия. Это может быть необычный поворот сюжета, элементы новизны, совместное эмоциональное переживание и т.д.

    Как лучше организовать творческие занятия с детьми?

        На занятиях по художественной литературе можно включить в традиционные русские сказки персонажей других сказок. Например,в сказку «Колобок» можно включить  Шапокляк, Чебурашку, крокодила Гену,  и старая сказка станет совсем иной, современной, узнаваемой детьми… и «с хорошим концом» (что, оказывается, очень ценимо нашими детьми).

       Также можно фантазировать с красками: каждый ребенок оставляет на половине большого листа ватмана запятую, крючок, волну, облачко, далее  лист согнуть, рисунки перемешаются, распределятся по всему ватману; в итоге получится  разноцветное абстрактное полотно .В результате при детальном рассматривании дети находят на полотне очертания фигурок животных, части растений, разнообразные предметы. И как «домашнее задание» (обязательно по желанию!) ребятам  можно предложить придумать историю, как это растение или предмет попали на лист ватмана.

      Еще одним видом коллективной творческой работы, может стать занятие «Рисуем вместе». Дети парами рисуют один рисунок на двоих. Но при этом им нужно соблюдать «три правила»: рисовать по очереди,  не больше двух предметов за один раз и рисовать без слов. А потом каждый рассказывает, что он задумал, и как изменялась эта задумка в зависимости от действий своего партнера. Как трудно бывает сдержать эмоции! Как иногда непонятно, что там рисует Сережа? Анюта? И как оказывается в конце интересно увидеть целую картинку…

        Креативную атмосферу создают и различные приемы творческого рассказывания:

    «Расскажи сказку «Репка» от лица… самой Репки» (не менее интересно от лица Жучки, которая сначала просто наблюдала, а потом сама активно включилась в общее дело);            

       Побуждают к творческому осмыслению мира маленькие сказки на самые обычные темы. В один дождливый день была придумана и рассказана сказка о феях, которые занимаются… стиркой облаков. Если фея попадается старательная, тогда день у нас светлый, облака белые и пушистые. Но если фея ленится, облака становятся грязно серыми и проливаются дождем…

     Рекомендации для педагогов.

      Будьте терпеливы; не ждите от детей «быстрых» результатов, они обязательно будут, просто не торопите события;

       Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам, даже просто располагая их рисунки по «рейтингу», т.к. «неумелые» пока рисунки всегда оказываются внизу, и это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях;

       Не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал детей «ищет» выхода; вы сумели спровоцировать эту энергию – так лучше попрыгайте вместе с ними, чем строгим голосом призывать успокоиться;

       Попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому; как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.