Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Версия сайта для слабовидящих

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    методическая разработка «Секреты успешной работы с родителями»

    16.10.2023г. Подготовили: А.А. Хрипкова, О.Г. Воротынцева 

    Цель: Формирование педагогической грамотности родителей о развитии позитивных детско-родительских отношений дошкольного возраста.

    Задачи: Провести исследование детско — родительских отношений (исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с точки зрения родителя, ребенка);

    Организовать педагогическое просвещение родителей по формированию позитивных детско-родительских отношений;

    Развивать коммуникативные навыки родителей и детей;

    Предварительная работа: выявление актуальных вопросов, подготовку информационного материала и использование эффективных форм и методов работы.

          Дошкольное детство – уникальный и ответственный период в жизни человека – это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности: развивается самосознание, формируется самооценка. И именно в этот период, наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Каким станет человек в будущем, сможет ли налаживать положительные связи и выстраивать межличностные отношения, будет ли иметь адекватную самооценку, а также как будет относиться к собственным детям и каковы будут его ценности, а главное, сможет ли он жить счастливо, — все это в значительной степени зависит от того, как обращались с ним его родители и какими чувствами одаривали его в детстве.

           Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать.

           По А.С. Спиваковской  детско-родительские отношения могут быть определены следующими параметрами:

    — характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;

    — мотивы воспитания и родительства;

    — степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;

    — удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;

    — стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;

    — способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;

    — социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;

    — степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

          Отечественные психологи выделяют наиболее существенные характеристики позитивных детско — родительских отношений:

     — удовлетворение базовых потребностей ребёнка в системе детско-родительских отношений: потребность в безопасности и эмоциональной близости с другими людьми; удовлетворение потребностей, возникающих в процессе детско-родительского взаимодействия: принятие и признание индивидуальности ребёнка, сохранение ребёнком своего «Я» как автономной реальности.

    -достаточный уровень осознания родителями индивидуальных особенностей ребёнка, понимание их психофизиологической, психологической и социально -психологической природы.

    -сознательная и ответственная организация родителями конструктивного стиля взаимодействия адекватного индивидуальным особенностям развития ребёнка.

           Задачи воспитания родителями своих детей заключается в:

    — уважении уникальности, индивидуальности с самого раннего возраста;

    — понимании детей, проникновении в их образ мышления, в умении разбираться в мотивах и значении их поступков;

    — выработке конструктивных взаимоотношений с ребенком;

    — в нахождении приемов воспитания с целью дальнейшего развития ребенка как личности.

               Семья для ребенка-дошкольника — первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Главными воспитателями своих детей являются родители. Но для того чтобы растить ребенка не принято учиться, считается, что человек, став взрослыми, должны и так все уметь.

    В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, родители используют свой личный опыт. Несмотря на большой выбор литературы по вопросам развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста, современные родители в большинстве остаются педагогически и психологически не грамотными. Они мало что знают о возрастных особенностях развития ребёнка, его потребностях, не умеют общаться и играть с детьми. Дошкольное детство многие родители рассматривают всего лишь как подготовку к школе, а не важный и полноценный этап жизни человека. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком. Таким образом, мы педагоги детского сада, должны помочь в повышении компетентности родителей в вопросах  детско- родительских отношений.

           В настоящее время одной из актуальных проблем является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения, с родителями, которое было бы направлено на повышение педагогической культуры родителей, формирование  у них педагогических умений и навыков. Важно найти такие формы и методы работы, которые будут способствовать формированию активной родительской позиции. Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.

          Одним из основных факторов, влияющих на успешность взаимодействия с родителями, является хорошая организация, предполагающая большую предварительную работу, которая включает в себя выявление актуальных вопросов, подготовку информационного материала и использование эффективных форм и методов работы.

                            Формы взаимодействия с родителями.  

    Информационно- аналитическиевыявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

    Формы проведения:

    — Проведение социологических опросов, анкеты. Они направлены на решение двух основных задач

    1. Исследование межличностных отношений в системе «родитель — ребенок» с точки зрения родителя: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. (Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков).

    2.  Исследование межличностных отношений в системе «родитель — ребенок» глазами ребенка: Рисунок «Моя семья», Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е.  Бине). Анализ изучения семей позволит выявить основные проблемы  в данном направлении. (Как правило это педагогическая и психологическая неграмотность родителей; ригидные (однажды принятые способы мышления и действий, от которых трудно отказаться) стереотипы воспитания; личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком).

    — Индивидуальные беседы. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, можно наметить конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

    — Копилка «Обмен опытом»: «педагоги для родителей», «родители для педагогов» (Создается с целью взаимообогащения педагогического мастерства).

    Познавательные: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

    Формы проведения:

    — Семинары-практикумы: «Мир взрослых и детей», «Клубок доверия», «Как прекрасен этот мир».

    — Проведение собраний в нетрадиционной форме («Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «КВН», «Ток – шоу», «Деловая игра» или «Игровой практикум», «Круглый стол» и др).

    Они являются эффективной формой приобщения родителей к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру, развивают навыки группового взаимодействия.

         Об  эффективности такой формы работы с родителями свидетельствуют:

    — проявление  у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

    — возникновение  дискуссий, диспутов по их инициативе;

    — ответы  на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

    — увеличение  количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

    — стремление  взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

    — размышление  родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания.

    Проектная деятельность: «Осенние фантазии», «Семейные традиции»,

    «В мире сказок».  Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является проектная деятельность. Основная цель — привлечения родителей к проектной деятельности — сотрудничество, содействие, партнерство с ребенком, так как ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель.

    Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов; наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не мешали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.

    Досуговые: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.  

    Формы проведения:

      — Совместные досуги, праздники

      — Интерактивные досуговые мероприятия

    — Выставки работ родителей и детей

    — Дни добрых дел

    Эти формы работы позволяют создавать условия, мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста, предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитанияСовместные работы, задания,  детей с родителями  помогает каждому ребёнку почувствовать свою значимость, гордость за своих родителей, а папам и мамам – ответственность, т.к. не могут подвести своё чадо. Труд под руководством любящих людей способствует развитию личности ребёнка, развитию уверенности в себе, в своих возможностях. А самое ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время, занимаются одним общим делом.

    Наглядно- информационные: информационно- просветительские:  ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

    Формы проведения:

     — Информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, стенгазета.

     — Видеотека (взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду).

      — Информирование через сайт, блог, группу в контакте. (Родители воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Они являются основными социальными заказчиками и работа с детьми невозможна без учета их запросов. Задача педагогов детского сада — поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, поиск новых полезных идей, свежих инновационных технологий в работе с семьями воспитанников).

       Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о деятельности дошкольного учреждения.

        Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

          Родитель должен быть привлечен наглядной информацией и ею            

    заинтересован. Для этого предлагаются новые подходы к оформлению.

    Информационные уголки оформляются по единому сюжету: по одной сказке

    или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства,

    звездного неба, русской комнаты или игрушечного магазина. Задача педагога  

    научиться подавать информацию так, чтобы она привлекала внимание,

    заинтересовывала и отвечала насущным потребностям родителей.

        Важным в настоящее время является реализация принципа открытости

    детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы. Это предполагает использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности в детском саду (занятия, игровая деятельность).

          Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

    Необходимо привлекать родителей к сотрудничеству в вопросах развития детей, заинтересовать их совместной работой, которая не только повысят их психолого-педагогическую грамотность, но и будет способствовать укреплению позитивных детско-родительских отношений.