Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    Поддержка детской инициативы как залог развития успешности ребенка

    10.12.20 подготовили воспитатели группы №6: Бобрышева Ю.А. и Долгих Т.В.

    Одним из основных принципов дошкольного образования согласно ФГОС в ДОУ является построение образовательной деятельности детей на основе главного принципа — соблюдения индивидуальных особенностей каждого ребенка, при этом ребенок сам по себе становится полноценным участником образовательных отношений, что влечет за собой поддержку инициативы детей во всех видах деятельности.

    Инициатива – это внутреннее побуждение к чему-то новому, порыв к изменениям и движению.

    Проявлять инициативу для дошкольника означает самостоятельно обнаружить, что что-то не устраивает в конкретной ситуации, поставить цель как это исправить, спланировать свою деятельность, начать действовать, мотивируя себя на результат, проявляя при этом произвольность, волевые усилия, коммуникативные способности и умение довести дело до завершения.

    Самостоятельность ребенка – это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых.

    Развивать инициативность, активность и самостоятельность ребенка необходимо начинать в  дошкольном возрасте.

    Для поддержки детской  инициативы необходимы следующие условия:

    — Воспитание ребенка в условиях развивающего, не авторитарного общения. Общение взрослого и ребёнка, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка.

    — Создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как активность, инициативность, доброжелательность и др.

    — Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижения новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

    — Разные виды игр (подвижные, интеллектуальные, коммуникативные и др.) способствуют активизации ресурсов и потенциала детей. Кроме того, очень важно, когда ребенок сам инициирует игру – с взрослым или другими детьми.

    — Необходимо отметить, что для развития инициативности важно участие родителей в этом процессе. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь маме помыть посуду или папе — закрутить шуруп.

    — Необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты.

    — Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребенку выразить себя и инициировать творческие порывы.

    В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности в ДО можно применять метод «проектов».

    Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог должен помочь ребенку, создав для него проблемную ситуацию, но он не должен предлагать свои варианты решения, а дать возможность ребенку самому прийти к правильному решению. То есть воспитателю необходимо отойти от традиционного и привычного всем действия по заранее заданному образцу, иначе ребенок окажется в объектной позиции. Под субъектной деятельностью в проекте подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности ребенка. Ребенок сам может предложить оригинальную идею, либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. И в этом случае задача воспитателя заключается в акцентировании своеобразия этой идеи. Педагогу стоит позитивно отмечать сам факт высказывания, даже если оно будет похоже на высказывание другого ребенка. Это подвигнет пассивных детей, не имеющих положительного похожего социального опыта для проявления самостоятельной инициативы в последующих подобных ситуациях. Главное, что детская инициатива выражается не в том, что он захотел помочь в какой либо деятельности взрослому, а ребенок становится сам значимым тогда, когда он сделал сам по собственной инициативе, и именно это оказалось важным для других. Так ребенок становится инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, и самое главное субъектом социальных отношений. 

    Таким образом, применение «метода проектов» способствует не только развитию инициативы, но и социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).