Воспитатели :Володченко Е.А., Логвиненко О.И.
Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей среднего дошкольного возраста
Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста закладывает основу интеллектуального развития личности, в связи с чем, является неотъемлемой частью программы дошкольного образования. Сенсорное воспитание направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня сформированности сенсорных процессов, то есть того, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент когнитивного развития, с другой, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности и адаптации его в социуме. Многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.).
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного возраста является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.
Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
Дидактические игры необходимо использовать в разных видах деятельности детей: познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности, в режимных моментах и т. д.
Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.
Методика проведения дидактических игр в средней группе.
- У детей среднего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
- Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
- Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
- С детьми среднего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
- Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.
- Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
- При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
- Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
- Подводя итоги игры с детьми среднего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки).
- Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).
Важнейшими принципами решения намеченных задач являются планомерность и систематичность организации обучения детей, использование дидактических игр, создание предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями на весь учебный год.
Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов:
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: формировать умение у детей узнавать форму предмета (шар, куб, пирамида).
- Дидактическая игра «Что за форма?»
Цель: формировать умение у детей различать и называть знакомые геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик – в разнообразной обстановке.
- Дидактическая игра «Найди такую же»
Цель: формировать умение у детей самостоятельно видеть и называть геометрические фигуры.
- Дидактическая игра «Ищи свой дом»
Цель: закреплять у детей умение различать основные цвета.
- Дидактическая игра «Цветные грибочки»
Цель: Закреплять у детей умение различать цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
- Дидактическая игра «Цветные шарики»
Цель: формировать умение у детей подбирать предметы по признаку одинаковой окраски; называть цвета.
- Игра с матрешками.
Цель: формировать у детей представление о величине (большой-маленький).
- Дидактическая игра «Отгадай, что в мешочке»
Цель: закреплять у детей умения различать размеры предмета «большой», «маленький».
- Дидактическая игра «Найди окошко»
Цель: формировать умение у детей различать форму предметов.
- Дидактическая игра «Спрячь матрешек»
Цель: закреплять у детей принцип складывания матрешек по размеру.
Нельзя не сказать о том, что при выборе дидактических игр для детей с целью сенсорного развития нужно обязательно анализировать их содержание на возрастную адекватность материала.
Если мы, педагоги, будем придерживаться вышеописанной модели организации дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста, то уровень их сенсорного развития будет расти на глазах и плоды педагогической деятельности не заставят себя ждать. Так, играя, ребенок в специально созданных нами, взрослыми, условиях будет комфортно развиваться, постигая окружающую действительность.