Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Подписка

Обратная связь

     Согласен с политикой обработки персональных данных

     

    Страницы

    Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей среднего дошкольного возраста

    Воспитатели :Володченко Е.А., Логвиненко О.И.

    Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей среднего дошкольного возраста

                Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста закладывает основу интеллектуального развития личности, в связи с чем, является неотъемлемой частью программы дошкольного образования. Сенсорное воспитание направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня сформированности сенсорных процессов, то есть того, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир.

    Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент когнитивного развития, с другой, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности и адаптации его в социуме. Многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.).

    Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного возраста является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

    Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

    Дидактические игры необходимо использовать в разных видах деятельности детей: познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности, в режимных моментах и т. д.

    Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.

    Методика проведения дидактических игр в средней группе.

    1. У детей среднего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
    2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
    3. Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
    4. С детьми среднего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
    5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.
    6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
    7. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
    8. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
    9. Подводя итоги игры с детьми среднего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки).
    10. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).

    Важнейшими принципами решения намеченных задач являются планомерность и систематичность организации обучения детей, использование дидактических игр, создание предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями на весь учебный год.

    Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов:

    1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

    Цель: формировать умение у детей узнавать форму предмета (шар, куб, пирамида).

    1. Дидактическая игра «Что за форма?»

    Цель: формировать умение у детей различать и называть знакомые геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик – в разнообразной обстановке.

    1. Дидактическая игра «Найди такую же»

    Цель: формировать умение у детей самостоятельно видеть и называть геометрические фигуры.

    1. Дидактическая игра «Ищи свой дом»

    Цель: закреплять у детей умение различать основные цвета.

    1. Дидактическая игра «Цветные грибочки»

    Цель: Закреплять у детей умение различать цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

    1. Дидактическая игра «Цветные шарики»

    Цель: формировать умение у детей подбирать предметы по признаку одинаковой окраски; называть цвета.

    1. Игра с матрешками.

    Цель: формировать у детей представление о величине (большой-маленький).

    1. Дидактическая игра «Отгадай, что в мешочке»

    Цель: закреплять у детей умения различать размеры предмета «большой», «маленький».

    1. Дидактическая игра «Найди окошко»

    Цель: формировать умение у детей различать форму предметов.

    1. Дидактическая игра «Спрячь матрешек»

    Цель: закреплять у детей принцип складывания матрешек по размеру.

    Нельзя не сказать о том, что при выборе дидактических игр для детей с целью сенсорного развития нужно обязательно анализировать их содержание на возрастную адекватность материала.

    Если мы, педагоги, будем придерживаться вышеописанной модели организации дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста, то уровень их сенсорного развития будет расти на глазах и плоды педагогической деятельности не заставят себя ждать. Так, играя, ребенок в специально созданных нами, взрослыми,  условиях будет комфортно развиваться, постигая окружающую действительность.