12.04.21 подготовили воспитатели группы №9: Попова Л.Д. и Малыхина О.В.
Волшебная вода
(образовательная деятельность в подготовительной к школе группе)
Образовательная область:
познавательное развитие
Задачи:
обучающие:
дать представление детям о том, в каком виде существует вода в природе;
расширять знания детей о роли воды в жизни человека и живых организмов;
сформировать представление о необходимости экономного расходования воды;
обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения в природе;
развивающие:
развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного подхода (экспериментирование, создание проблемных ситуаций);
развивать логическое мышление, умение делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи; развивать доказательную речь;
развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли;
воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе; ^ воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Словарь:
экология, ядовитые отходы, выхлопные газы.
Ход образовательной деятельности
I. Вступительная часть
Дети сидят полукругом.
Ребёноr
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
II. Основная часть
Воспитатель. Ребята, о чём это стихотворение? — Сегодня мы с вами поговорим о волшебнице-воде.
Стук в дверь. Появляется Незнайка с глобусом.
Незнайка
Здравствуйте, ребята. Я шёл мимо и решил заглянуть к вам в гости.
Воспитатель. Незнайка, а что это у тебя?
Незнайка. А я не знаю, вот хотел у вас спросить. Что это такое?
Воспитатель. Да, Незнайка, это глобус. Вот такой наша земля выглядит из космоса. Это модель Земли, только уменьшенная во много раз. Посмотрите, что обозначено голубым цветом — это моря и океаны. В них очень много воды. А белый цвет — это лёд. Тоже вода, но в замороженном виде. Какие цвета вы ещё видите на глобусе? Что обозначено этими цветами?
Какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит? А как рождается речка? Хотите узнать? Незнайка, хочешь узнать, как рождается речка?
Воспитатель. Посмотрите, на земле много разных рек. Они большие и маленькие, и все куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек.
Воспитатель показывает полоску ткани.
— Вот эта полоска ткани — главная речка. Какая она?
Незнайка. Широкая, длинная.
Воспитатель. А давайте покажем, какие ручейки впадают в нашу речку.
Дети кладут на ковёр широкую и длинную полоску голубой ткани и выкладывают из синих ленточек ручейки к реке.
Воспитатель. Какие получились ручейки?
Воспитатель. Незнайка, какие получились ручейки?
Незнайка. Узкие, короткие.
Воспитатель. Давайте посчитаем наши ручейки. Сколько ручейков справа? Сколько слева? А как можно узнать, сколько всего ручейков у нашей речки? А теперь давайте выложим цифры на доске.
Дети выкладывают пример: 2 + 3 = 5.
— Какой мы использовали знак?
А речка на какой знак похожа? А ручейки?
Воспитатель. А вы знаете, ребята, что вода бывает разная: солёная — морская, пресная — речная? А ты знаешь, Незнайка, какую воду ты пьешь?
Незнайка. Ой, не знаю.
Воспитатель. Ребята, какую воду мы пьем? (Пресную, чистую, прозрачную.)
Воспитатель. А кто пробовал родниковую воду? Эта вода самая чистая, она бьёт из глубин земли. Помните, мы с вами ходили на родник? Мы видели, откуда берётся родниковая вода. А вот здесь у меня есть родниковая вода, посмотрите, какая она? (Чистая, прозрачная.)
— Давайте попробуем эту воду. Незнайка, попробуешь? Очень вкусная вода.
— Воспитатель. А теперь мы с вами поиграем в игру.
Игра «Кто больше назовёт q съедобной жидкости?»
Дети стоят в круге. Воспитатель бросает детям мяч. Тот, кому бросили мяч, называет напитки. (Чай, кофе, молоко, кефир, лимонад ит. д.)
Воспитатель. Вот видишь, Незнайка, сколько знают наши дети? А ты знаешь какую-нибудь съедобную жидкость?
Незнайка. Нет, но теперь узнал очень много: и чай, и кофе, и лимонад, и молоко.
Воспитатель. Ребята, а кто знает, откуда у нас дома и в детском саду вода?
— А для чего мы используем воду?
Воспитатель. Вот видишь, Незнайка, вода нужна всем. Мы должны беречь воду, чтобы её хватило на всех! У вас было домашнее задание нарисовать правила пользования водой. Нарисовали?
Дети с воспитателем рассматривают картинки.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете загадки о воде?
С неба — звездой,
В ладошку — водой. (Снежинка)
Не снег и не лёд,
А серебром деревья укроет.(Иней)
Рыбам жить зимой тепло:
Крыша, толстое стекло.(Лёд)
Течёт, течёт — не вытечет.
Бежит, бежит — не выбежит.(Речка)
Кругом вода,
А с питьём беда. (Море)
Физкультминутка
«Берег — речка»
На команду «речка» дети плавно бегут, двигаются, на команду «берег» — замирают.
Воспитатель. Незнайка, а ты знаешь, наши ребята настоящие волшебники. Они сейчас нам покажут свои волшебные рисунки.
Дети подходят к мольберту, соединяют точки, показывают свои рисунки. Рассказывают, что у них получилось.
Воспитатель. Давайте соберём все наши рисунки и подарим их Незнайке.
— Ребята, а вы знаете, что вода — это настоящая волшебница, она умеет превращаться и изменяться? Сейчас мы в этом убедимся.
Детям наливают воду, дети пьют.
— Вода имеет вкус?
— Давайте добавим сахар в воду и помешаем. Теперь попробуем.
— Какая вода?
— Посмотрите, сахар растворился, его не видно.
— А теперь добавим соль. Какая вода?
— Соль растворилась. Сама по себе вода безвкусная, она приобретает вкус того, что в неё добавляют.
— Не все вещества растворяются в воде.
— А теперь мы в чистую воду добавим песок. Посмотрите, что произошло? (Песок опустился на дно стакана, его хорошо видно, т. е. песок не растворился.) Значит, не все вещества растворяются в воде.
— Ребята, как вы думаете, вода имеет форму? (Рассуждения детей.)
— Посмотрите, вот вода в стакане, давайте перельём её в тарелку. Видите, вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.
— Ребята, какого цвета вода?
— Да, она прозрачная.
— Посмотрите, вот вода в стакане. А теперь закройте глаза. Кладу любые предметы в стакан. (Ложку)
— Что находится в воде? Как вы об этом узнали? (Ответы детей.)
— Да, значит, вода — прозрачная жидкость. Через неё можно увидеть любые предметы. Ещё раз убедиться в этом нам поможет опыт.
— Вот стакан с молоком. А вот с водой. Мы поставим эти стаканы на картинку. Через молоко видно картинку? А через воду?
— А сейчас мы с вами поиграем в игру.
III. Итог
Воспитатель. Итак, ребята, кому нужна вода? Какую воду мы пьём?
— Незнайка, почему нужно беречь воду?
— А сейчас пусть каждый нарисует, что он узнал сегодня о воде. Все рисунки мы сложим в альбом и подарим Незнайке. Вот тебе от нас подарок, Незнайка.
Незнайка. Спасибо, ребята. Но я оставлю этот альбом у вас, чтобы вы не забыли правила пользования водой. А вам я хочу подарить книгу К. И. Чуковского «Мойдодыр». Здесь много интересного о воде, обязательно прочитайте её.
Мне уже пора, до свидания, ребята!